Войти в почту

В Ставрополе большинство соцконтрактов заключены в сфере услуг

Ставропольские власти заявили, что в 2023 году выплатили горожанам 173 миллиона рублей на открытие своего бизнеса - на 40 процентов больше, чем годом ранее. Корреспондент "РГ" изучил, как работает эта форма социальной поддержки, а также на что тратят деньги начинающие предприниматели.

В Ставрополе большинство соцконтрактов заключены в сфере услуг
© Российская Газета

Итак, государственные деньги раздают тем, кто в них нуждается больше всего. Но по условиям соцконтракта люди должны их потратить не на пропитание, а на то, чтобы начать самостоятельно зарабатывать. Это может быть маленький бизнес, прибыльное хобби, личное подсобное хозяйство или что-то еще.

Заключить соцконтракт могут малоимущие с доходом ниже регионального прожиточного минимума. В Ставропольском крае это 13,9 тысячи рублей на человека. При этом учитывается суммарный доход семьи.

Большая часть соцконтрактов - 457 - заключены на открытие ИП и работу в статусе самозанятого

Те, кто подходит под параметры для заключения соцконтракта, могут обратиться к местным властям через "Госуслуги", МФЦ, центры "Мой бизнес" или отделы соцзащиты. Нужно будет подать заявление, пакет подтверждающих документов, а также свой бизнес-план. По нему можно получить выплаты в 200 и 350 тысяч рублей.

По данным властей Ставрополя, в 2023 году такой путь к достатку прошли 690 семей, что на 276 больше, чем годом ранее.

- Сфера услуг пополняется новыми конкурентоспособными предприятиями. В том числе в городе растет количество самозанятых, которые используют социальный контракт на открытие своего дела или его продвижение, - говорит глава Ставрополя Иван Ульянченко. - По итогам первого полугодия 2023-го в Ставрополе насчитывалось 24,9 тысячи самозанятых, а по прошествии 10 месяцев - уже более 27 тысяч. Большая часть соцконтрактов - 457 - заключены на открытие ИП и работу в статусе самозанятого.

В муниципалитете отмечают, что договор о социальной поддержке можно заключить также на период поиска работы. Такой опцией воспользовался 91 горожанин. Еще 106 человек в 2023 году получили помощь в связи с трудной жизненной ситуацией. А большинство бизнес-контрактов заключены в сфере индустрии красоты, производства мебели, сувениров или одежды. Вероятно, так происходит не только в Ставрополе, но и в регионе.

Впрочем, одними салонами красоты жители, конечно, не обходятся. В муниципалитетах, где развито сельхозпроизводство, люди часто используют деньги, полученные по соцконтрактам, для нужд хозяйства. Например, в Туркменском округе потомственный овцевод Рамиль Хаджимухаметов после разорения местного аграрного предприятия, на котором он работал, взял деньги у государства, чтобы самостоятельно заниматься закупкой и разведением скота. Благодаря этому он смог встать на ноги, а теперь хочет расширять свое дело, внедрять в аграрный бизнес науку и даже пойти учиться в вуз.

Иногда соцконтракты связаны с личными увлечениями. Например, Севиля Фуникова на 250 тысяч, которые получила из муниципального бюджета, купила духовой шкаф для выпечки, фритюрницу, пресс для шаурмы, печь для пиццы и открыла кафе в городском парке Новопавловска. Идея возникла неспроста. Любовь к выпечке перешла от мамы. Севиля получила профильное образование, но потом радовала своими кулинарными творениями только семью и друзей. От них по сарафанному радио стала расходиться информация о пекаре и кондитере, и к ней начали поступать заказы.

Занятно, что соцконтракт в большинстве официальных сообщений называется инструментом помощи малоимущим. На деле же есть те, кому важнее помочь решиться кардинально изменить свою жизнь. Среди тех, кто заключал договоры на бизнес-начинание, найдется достаточно тех, кто отказался от хорошего дохода, чтобы делать что-то свое, близкое душе. Среди таких, например, Галина Рыжонкова из Солнечнодольска. Раньше, говорит девушка, она получала хорошую зарплату на местной ГРЭС, а вот удовольствия не получала.

- Работа моя мне не нравилась, я ее не любила. Хотелось не на предприятии трудиться, а делать что-то свое. По первому образованию я - инженер-художник, училась работать с керамикой и стеклом. Как-то в интернете увидела, какие вещи делают с эпоксидной смолой. И загорелась: отучилась по этому направлению в Волгограде. Там мне и рассказали про соцконтракты. Я решила попытаться зарабатывать тем, что мне нравится, - рассказывает Рыжонкова. - Я уволилась, стояла на бирже труда, собрала необходимые документы и составила бизнес-план. На деньги по соцконтракту купила необходимую технику, еще разрешили приобрести расходные материалы.

Сейчас предпринимательница своими руками изготавливает столы и другие предметы интерьера, в которых дерево сочетается с элементами, заключенными в эпоксидную смолу. Пока что главные покупатели - друзья и знакомые. Но бизнес начнет окупаться, верит девушка. Просто нужно немного времени.