В «Яндексе» объяснили, как распределятся доли в фонде основных покупателей российского бизнеса. Речь идет о закрытом паевом фонде «Консорциум. Первый». Крупнейшую долю в 35% получит менеджмент нового «Яндекса». Остальные распределятся между другими участниками — это структуры предпринимателей Александра Чачавы, Павла Прасса и Александра Рязанова, а также группы «Лукойл».
А вот сколько всего акций «Яндекса» отойдет «Консорциуму», а сколько останется для миноритариев, пока неизвестно. В голландской компании более 87% бумаг находились в свободном обращении, у менеджмента и в трасте основателя компании Аркадия Воложа было в сумме более 11% акций. Теперь на руках у рядовых инвесторов остались акции Yandex N.V. Но бизнес она передает новой российской компании, и вкладчики не понимают, как и чем с ними будут рассчитываться.
По данным источника «Коммерсанта», новые владельцы «Яндекса» уже купили нужные для первого этапа продажи компании 68 млн бумаг Yandex N.V. Неизвестно только у кого. Пока что «Яндекс» не рассказывает, как будет расплачиваться с миноритариями. Инвесторы рассчитывают, что их бумаги конвертируют в акции новой компании, когда она выйдет на Мосбиржу.
Продолжит создатель проекта The Wall Street Pro Дмитрий Черемушкин, в чьем портфеле есть акции «Яндекса»:
Дмитрий Черемушкин создатель проекта The Wall Street Pro «Ключевой вопрос — это коэффициент конвертации акций. То есть как в будущем крупные акционеры конвертируют их в обычные акции, которые будут торговаться на Московской бирже уже на территории России. И здесь мы ждем, что все будет хорошо. Конвертация будет по курсу одна текущая акция, которая зарегистрирована в Голландии, к 1 или к 0,5 российской. Если такая конвертация будет, все будет хорошо. Может быть, даже если аналитикам не нравится текущая оценка, то вопрос оценки через год, два, три, куда инвесторы и должны смотреть, будет существенно дороже. Поэтому сейчас даже недооценка «Яндекса», которую мы видим, во многом была связана с тем, что идут споры между одними, другими и третьими аналитиками, а сколько же по-настоящему должно все это стоить, и все это еще находится вне контура России. Как только она встанет в контуре России, вы увидите другую цену. Тут единственный момент, которого стоит опасаться, — это краткосрочная волатильность, потому что будет выходить много разных данных, и эту волатильность нужно спокойно переждать, и где-нибудь через три-шесть месяцев цена нормализуется, и будет уже сделана правильная переоценка, когда все параметры будут известны».
Аналитики дают разные прогнозы для инвесторов, которые вложились в «Яндекс». Все сводится к тому, через какой депозитарий были куплены бумаги. Если через российский НРД — то сценарий более позитивный. Потому что новый «Яндекс» выйдет на Мосбиржу и, вероятнее всего, обменяет бумаги старой компании на акции новой. Однако источники газеты утверждают, что это может произойти со значительным дисконтом. С теми, кто покупал акции через Euroclear, все не так однозначно. О разных сценариях развития событий говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев.
Александр Тимофеев директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» «Поскольку «Яндекс» торговал всегда своими депозитарными расписками, а не оригинальными акциями, которых не существует, то даже российские инвесторы покупали эти самые расписки двумя способами: через российские структуры, через Московскую биржу или через зарубежных брокеров в Euroclear. И кажется, что на начало всех неприятных для России событий в российском контуре находились процентов 20 от общего объема бумаг, а еще 80% находились в Euroclear. Наверное, есть три варианта развития событий. Самый лучший для всех, когда «Яндекс» по-честному предложит независимо от того, в Euroclear ты или в НРД, поменять бумаги один к одному. Я боюсь, что вероятность этого крайне небольшая. Второй вариант действий: российским инвесторам, которые находятся внутри НРД, предложат обмен, а зарубежным инвесторам, даже если они россияне, но находятся в Euroclear, предложат некоторую денежную компенсацию, которая явно будет гораздо меньше, чем текущая стоимость акций. Третий вариант, когда и российским, и зарубежным инвесторам предложат замещение, возможно, с коэффициентом, возможно, с правом выкупа. Оферты по однозначному обмену один к одному не будет. Я боюсь, что дискуссия сейчас идет между вторым и третьим вариантами и скорее смещается к третьему варианту».
Для рыночной репутации «Яндекса» нужно поддерживать доверие рядовых вкладчиков, тем более учитывая планы разместиться на Мосбирже. Многие детали о сделке до сих пор остаются неясными. Стороны договорились скорее о границах перехода компании в Россию и теперь постепенно доводят подробности до публики.