«Аэрофлот» или аэропорт Сочи: кто виноват в опоздании Анфисы Чеховой на самолет
Юристы прокомментировали опоздание на рейс Анфисы Чеховой и ответили на вопрос, виновата в этом авиакомпания или аэропорт Сочи.
Пассажир должен прибыть к выходу на посадку в самолет не позднее момента ее окончания, указанного в посадочном талоне. Об этом говорит пункт 90 Федеральных авиационных правил (ФАП). «При этом нигде в ФАП и в Воздушном кодексе не сказано, что можно ориентироваться на иное время, – говорит юрист Игорь Косицын. – Если рейс задерживается, турист уже ориентируется на оповещения и табло, но за своевременное прибытие к гейту пассажир отвечает сам».
Поэтому нельзя ставить в вину «Аэрофлоту», что он закрыл выходы на посадку слишком быстро – этот момент нигде не регламентирован. «Главное, что перевозчик сделал это не раньше того времени, которое было указано в талоне, как время окончания посадки». Напомним, авиакомпания посадила 180 пассажиров в самолет буквально за 4 минуты.
Что касается уведомления о начале выхода на посадку, пункт 92 ФАП обязывает авиакомпанию проинформировать пассажиров о месте, времени начала и окончания посадки. «Очевидно, именно неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности может доказывать пассажир в данном случае», – считает юрист сети турагентств «Розовый слон» Мария Чапиковская. Она отметила, что не встречала подобной судебной практики в пользу пассажира.
Человеку, который далеко ушел от гейта, может быть недостаточно и 20 минут, чтобы добежать туда, но это не снимает с него обязанности прибыть к выходу вовремя. Важным показателем может быть количество опоздавших на рейс. Мария Чапиковская привела пример: «Были случаи, когда одновременно несколько человек не успели на посадку по причине некорректного объявления информации. В результате авиакомпания пересадила их на следующий рейс». Но если опоздал один человек или одна компания, то возникает вопрос – а как же успели все остальные? В этом случае опоздание будет трактоваться судом не в пользу пассажира.
«Нужно разбираться, что входит в обязанности конкретного бизнес-зала аэропорта Адлера в части информирования пассажиров», – говорит Игорь Косицын. Между бизнес-залом и пассажиром есть договор, обычно в форме оферты, которая акцептуется при оплате. «Скорее всего, там не прописана ответственность за оповещение, а значит, она в данной ситуации лежит на самом пассажире. Анфиса Чехова должна была обеспечить свое присутствие на посадке с учетом задержки рейса и удаленности бизнес-зала».