«Ъ»: крупная российская IT-компания «Софтлайн» готова поглотить производителя кассового оборудования «Атол»
Обновлено в 15:34
Российская IT-компания «Софтлайн» находится в завершающей стадии переговоров о покупке 100% «Атола» — производителя кассового оборудования — у его акционеров Алексея и Ирины Макаровых. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники. Сделка оценивается в 5 млрд рублей. В «Софтлайне» и «Атоле» от комментариев отказались. А один из акционеров «Атола», Ирина Макарова, отметила, что не готова обсуждать слухи.
Softline — изначально российская компания. В 2022 году бизнес разделили на российский и международный. А осенью прошлого года состоялось IPO на Мосбирже уже обособленной российской компании «Софтлайн». Сейчас компания — один из крупнейших поставщиков IT-решений для бизнеса в мире. В прошлом году «Софтлайн» совершил ряд сделок по покупке IT-активов в разных сегментах, в том числе более 50% производителей ПО «Боралс» и Bell Integrator. А в январе этого года ее дочерняя структура «Скай Технолоджис» приобрела вендора платежного оборудования «Инверсум».
По мнению экспертов, «Софтлайн» таким образом продолжает стратегию поглощения, чтобы стать одним из лидирующих игроков на IT-рынке. Комментирует IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:
— Здесь, мне кажется, ключевое — это консолидация рынка платежного оборудования и различных POS-систем и кассовых терминалов. Это большой, растущий рынок, который очень сильно переформатировался после ухода иностранных игроков, которых, несмотря на довольно серьезные позиции того же «Атола», было довольно много. И сейчас, я думаю, просто тем самым «Софтлайн» пытается занять лидирующие позиции и стать ключевым игроком.
— Есть ли здесь какие-то минусы, может быть, большие затраты? Насколько все это оправданно и за счет нового оборудования как они будут развиваться?
— У нас всему сегменту, куда относится торговое и платежное оборудование, не дает спать спокойно различная регуляторика, то есть это оборудование и так регулярно обновляется. Поэтому говорить о том, что рынок находится в каком-то сложном положении, не приходится, это активно растущий рынок. Я думаю, что это в чистом виде бизнес-история — это хорошая инвестиция для «Софтлайна».
— Сумма сделки — 5 млрд, как вы оцениваете эту цифру?
— Хорошая сумма, на мой взгляд, она вполне себе соответствует тем оценкам компании, которые фигурируют у экспертов на рынке. «Софтлайн» — очень большая компания, всеобъемлющая. Это интегратор, розничный и корпоративный продавец различного софта. Я думаю, что это интересно еще и с той точки зрения, что фактически «Софтлайн» становится таким своеобразным маркетплейсом. Теперь эта компания некоторые рынки сможет целиком замкнуть на себя практически под ключ как интегратор и как поставщик оборудования, софта. Тут надо смотреть, что по этому поводу скажет ФАС, не возникнет ли у ФАС вопросов, потому что после ухода иностранных компаний из этого сегмента здесь осталось несколько российских производителей типа «Атола», их несколько, но их не то что бесконечно много. И нужно сейчас будет оценивать, какая доля этого рынка оказалась под контролем «Софтлайна».
Что эта сделка значит для «Софтлайна» и «Атола»? Комментирует гендиректор группы компаний ComNews Леонид Коник:
— Для «Атола» это появление нового финансового инвестора, возможно, более капиталоемкого, чем ведущие владельцы. Для «Софтлайна» — явное расширение портфеля [и даже больше]. Если мы посмотрим поток новостей, наверное, не проходит если уж не недели, то месяца без какой-либо сделки на IT-рынке с участием компании «Софтлайн» как покупателя. Но до сих пор все-таки «Софтлайн» покупал активы в сфере разработки программных продуктов. «Атол» — все-таки это шаг уже в физический мир, мир онлайн-касс. Это явное расширение бизнес-захвата с точки зрения «Софтлайна».
— То есть обе компании в выигрыше, получается?
— Скорее всего, да. Интересно, что последует за этим, потому что, повторюсь, до сих пор «Софтлайн» воспринимался как компания, которая пытается собрать пазл на рынке разработки программных продуктов, но и отчасти дистрибуции в том числе облачных решений. Если компания сейчас пойдет широким фронтом в IT в большом понимании, то можно ждать сделок с участием «Софтлайна» в самых неожиданных секторах, вплоть до, например, интернет-магазинов или цифровых платформ.
Ранее в «Софтлайне» сообщали, что у компании в планах расширение присутствия на платежном рынке как в России, так и за рубежом.