Ушла, не обещав, вернулась: cбежавшая "противостоять агрессии" Gurtam увеличила прибыль в России
В марте 2022 г. генеральный директор и архитектор Gurtam Алексей Щурко пояснил причины ухода компании с российского рынка: "Я уверен: нет ничего ценнее человеческой жизни. Можно восстановить любой бизнес, но вернуть тех, кто погиб, невозможно. Поэтому, принимая решение об уходе Gurtam из России, я не стремился занять чью-то сторону. Единственная цель этого решения – противостоять агрессии и помочь скорее восстановить мир".
https://www.comnews.ru/content/219278/2022-03-16/2022-w11/belorussiya-obyavila-sankcii-protiv-rossii
Тогда же Gurtam сообщила, что расторгнет все договоры с партнерами из России. По ее сведениям, к марте 2022 г. к мониторинговой платформе Wialon в РФ был подключен 1 млн транспортных средств. По данным исследования российского рынка мониторинга транспорта, которое проводит компания Omnicomm, в 2020 г. Gurtam/Wialon занимал первое место, с рыночной долей 48% (более свежих данных Omnicomm не публиковала). По информации Gurtam, ныне к платформе Wialon во всех странах присутствия подключено 3,81 млн транспортных средств - таким образом, на Россию приходится свыше 26% бизнеса этой компании.
Однако в "тяжелом" для компании 2022 г., когда Gurtam объявила об уходе из России, выручка ООО "Виалон Сервис Рус" увеличилась на 12,6%, составив 153 млн руб. - против 136 млн руб. в 2021 г. Спад продаж сервиса Wialon, по словам интеграторов, работающих с Gurtam, в 2023 г. не наблюдался.
В 2023 г. данные платформы Wialon даже были признаны доказательством в российском суде. 29 марта 2023 г. Арбитражный суд Ростовской области взыскал штраф за непредъявление груза к перевозке и простой транспортного средства с ООО "Дельта" по иску ООО "Стандарт Европа". В качестве доказательств суд привел "распечатку данных системы мониторинга и управления автопарком на платформе Wialon, обрабатывающей данные со спутников GPS и ГЛОНАСС", которая подтвердила прибытие транспортного средства на загрузку и его убытие.
Родословная российский сервисной структуры Wialon почти стерильна. ООО "Виалон Сервис Рус" было создано в ноябре 2014 г. (местом регистрации стал город Тольятти). С момента учреждения компании ее собственники не менялись: ими и по сей день остаются Максим Мелеша (51% уставного капитала) и Дмитрий Фролов (49%). Единственным изменением за последние годы стала смена директора "Виалон Сервис Рус": в июле 2022 г. прежний глава компании Анатолий Сидоров уступил кресло Алексею Гредасову. Анатолий Сидоров стал гендиректором ООО "Виалон Сервис Рус" в декабре 2016 г., а до этого компанией управлял Максим Мелеша.
Такая практика, похоже, в ходу у белорусских компаний. Например, Wargaming.net, основанная в Белоруссии, - разработчик известнейшей массовой онлайн-игры World of Tanks (любовно прозванной игроками "картошкой"), - тоже "ушла" из РФ, правда, без громких заявлений - ради сохранения зарубежного бизнеса. Вместо себя она оставила Lesta Games, которая отныне разрабатывает "Мир Танков" - тот же World of Tanks, только сбоку - на территории России и Белоруссии.
Gurtam покинула и Белоруссию: с 2022 г. ее штаб-квартира находится в Вильнюсе, также компания располагает офисами в Бостоне (США), Дубае и Тбилиси.
Ситуацию ComNews прояснили на условиях анонимности в компании, входящей в топ-3 партнеров-интеграторов Wialon. "После ухода из России - европейские отделения теперь есть в Литве и Грузии - у Gurtam осталась сеть крупных партнеров, через которых программное обеспечение поступает в нашу страну, - рассказал ComNews источник. - Мелким дилерам пришлось переходить на отечественные решения или вливаться в крупные структуры. Для них подорожание программного обеспечения из-за курса валюты и осложнившаяся логистика оказались неподъемными".
Источник говорит, что российские альтернативы, например компании "ГЛОНАССсофт" и "Новител", полностью обеспечивают базовые потребности клиентов, такие как отслеживание автомобиля, простые логистические задачи, контроль одного-двух параметров в реальном времени. Но рынок сложных решений пока сохраняет Wialon. В систему интегрировано более 5000 производителей оборудования и приложений для разных видов деятельности.
"Wialon уже перерос сервисы отслеживания в обычном понимании. Это расширенный специализированный мониторинг бизнес-процессов. Например, аграрию он может предложить инструменты анализа почвы, автоматизировать часть логистики. Он взаимодействует с 1С, с топливными картами. Дает возможность несколько программ связать в единую экосистему. У отечественных разработчиков часть этого функционала пока отсутствует, хотя они обещают внедрить похожие решения. Но создатели Wialon тоже на месте не сидят", - рассказывает представитель источника-интегратора.
Wialon умеет показывать маршрут на обычных "Яндекс"/Google-картах, управляться по WhatsApp, отслеживать малейшие нюансы маршрута, чтобы водитель ехал в точности так, как это задумал логистик.
"Альтернативы Wialon для заказчиков в России с серьезными запросами на сегодня нет", - утверждает специалист компании-интегратора.
Но дело не только в качестве услуг. Российские компании не против работать с крупными заказчиками напрямую, не давая зарабатывать интегратору. Имеет место и жесткая политика по отношению к клиентам. Питерская мониторинговая компания "Автограф" "залочила" свое оборудование на собственный же софт. Теперь его невозможно легально перенастроить, и заказчику снова придется покупать "железо" в случае смены поставщика услуг. Правда, это произошло еще до начала СВО.
Но в спину дышит импортозамещение. "Правительство выделяет гранты, которые открыли второе дыхание у отечественного производителя, - признал собеседник. - Инновационный центр "Сколково" предложил новые программные разработки, а автозаводы начали предустанавливать оборудование для спутникового мониторинга".
Но купив транспортное средство, клиент нередко ищет возможность перенастроить его под Wialon.
"С момента ухода Gurtam локальные решения компании - серверы плюс софт и услуги - приобрести у нас в стране невозможно. Хочешь Wialon? Тебе повезло, если серверы были куплены до СВО. Gurtam до сих пор поддерживает и даже расширяет такие решения. Всем остальным клиентам придется покупать виртуальный хостинг Wialon. И тут потенциально могут возникнуть вопросы у государства, ведь серверы компании находятся за пределами России, что нарушает законодательство", - рассказал ComNews представитель другого интегратора, предоставляющего как российские решения, так и услуги Wialon, пожелавший остаться неназванным. Он сообщил, что продукты ушедшего вендора для новых клиентов стоят почти в два раза дороже отечественных. "За обслуживание единицы техники платить приходится больше. Например, мониторинг одного такси с использованием продукта Gurtam обходится в 590 руб. в день, против примерно 400 руб. на отечественном софте. Старые клиенты интегратора работают по прежним ценам, на которые почти не влияет курс доллара. Желающие впервые приобрести услуги Wialon, должны платить больше и лишены гарантий, в случае если государственная политика в отношении зарубежных серверов ужесточится", - рассказал представитель интегратора.
Он добавил, что государство может прийти к выводам, идущим еще дальше. Например, предположить, что компания, имеющая прямое отношение к логистике грузоперевозок и находящаяся на территории потенциального противника, может намеренно выдавать неправильные данные.
Оба собеседника ComNews характеризуют ситуацию на рынке спутникового мониторинга как переходную. "Российские компании рано или поздно найдут недостающие решения, чтобы в полной мере конкурировать с Wialon", - уверены они. А пока рынок пестрит разнообразием: софт Gurtam с сервисом Wialon, переход с Wialon на отечественное ПО и наоборот, а также полностью российские сервисы (и переходы между ними) с внутренним хостингом, который, кстати, интеграторы не устают нахваливать.
"Гуртом батьку бить легче" - эта русская поговорка может стать символом в конкурентном сражении с программными продуктами и сервисами Gurtam (белор. гуртам - вместе). Российским игрокам надо объединить научный и деловой потенциал - укрупняться, неохотно, поскольку этот шаг затронет их личные карьеры, признали представители индустрии.
Первой ласточкой укрупнения рынка транспортного мониторинга в России стал "МегаФон", шагнувший в эту индустрию в августе 2023 г. Первым шагом "МегаФона" стало подключение к системе мониторинга автотранспорта камчатского золотодобытчика - Быстринской горной компании.
https://www.comnews.ru/content/228187/2023-08-17/2023-w33/megafon-razvernul-monitoring-transporta