Падение объемов экспорта российских ИТ-решений составило 44-47%
Снижение объемов экспорта российских ИТ-решений (без учета оборудования) в 2023 году составило 44-47%, до $3,1-3,3 млрд, пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные компании «Яков и партнеры». И это несмотря на то, что мировой рынок ИТ-услуг в прошлом году вырос на 8%, а во многих «дружественных» странах наблюдается рост интереса именно к российским продуктам.
Сейчас наибольшую роль в экспорте отечественных ИТ-решений играют рынки ближнего зарубежья (Казахстан, Узбекистан, Белоруссия) и Ближний Восток (прежде всего ОАЭ).
«Происходит переход развития бизнеса российских IT-экспортеров к рынкам Ближнего Востока и Северной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Но пока экспорт по этим направлениям не компенсирует потери рынков западных стран», рассказали изданию в Российском экспортном центре.
Разработчики подчеркивают, что отдельные категории ИТ-продуктов закрепились за рубежом - решения в сфере кибербезопасности, распознавания лиц и систем «умного города».
Но отношение к российским поставщикам сложное, говорят участники рынка.
Игроки рынка столкнулись с дополнительными издержками: для работы за рубежом бизнесу необходимо открывать независимое юрлицо, «кратно выросла сложность прохождения комплаенс-проверок при открытии и ведении расчетных счетов, осуществлении инвестиций». «Компании пытаются адаптироваться и мимикрировать через местный персонал».
До 2022 года самым открытым для выхода с программными продуктами был рынок США, сейчас с российским софтом на него не выйти. Перспективы есть в Азии (Вьетнам, Индонезия, Филиппины) и Латинской Америке (однако там последнюю милю до клиента должен закрывать локальный партнер). Тот же Китай - «достаточно закрытый регион, который ориентирован на собственные продукты».
Минцифры среди мер поддержки планировало «софинансирование расходов на продвижение, маркетинг, сертификация и выполнение других локальных требований, льготное кредитование зарубежных заказчиков, страхование дебиторских задолженностей, использование системы торговых представительств и появление в них «цифровых атташе», организация роуд-шоу и т.п.
Однако собеседник издания отмечает: «Сейчас никакие инструменты господдержки IT-экспорта не работают».
Для продвижения российских ИТ-решений за рубежом потребуются огромные вложения, а результат будет заметен только через 3–5 лет, отмечают эксперты.
В ближайшие годы ИТ-компании «будут заняты импортозамещением и борьбой за домашний рынок объемом 600–800 млрд руб., оставшийся после ухода сильных западных игроков. У многих компаний просто нет времени, средств и сил, а может быть, и желания возвращаться к этой конкуренции за рубежом», - считает резидент экспертного клуба Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаил Федоров.