Войти в почту

Михаил Спичак: "СМЗ разрабатывает программу по увеличению мощностей"

— В минувшем году СМЗ вернули "на родину". Как смена собственника предприятия отразилась на его стратегии развития?

Михаил Спичак: "СМЗ разрабатывает программу по увеличению мощностей"
© Волга Ньюс

— Действительно, за последние два года произошло много изменений. Прежде всего, это видимые перемены: мы вернулись к своему историческому имени, обновили логотип и фирменный стиль. И конечно, это внутренние изменения, связанные с производственными процессами.

В условиях перемен нам удалось удержать лидерские позиции на рынке и, что немаловажно, сохранить все обязательства перед нашими партнерами и сотрудниками. Сегодня мы наращиваем объемы промышленного производства и увеличиваем штат. Активно работаем над новой стратегией развития предприятия: недавно совместно с управляющей компанией и другими предприятиями холдинга провели первую стратегическую бизнес-сессию, где определили приоритетные направления развития СМЗ на ближайшие десять лет. Сейчас важно сформировать видение развития завода на предстоящий период, спланировать программу инвестиций. Главная задача — продолжать развивать технологичные направления и выпускать продукцию высокого качества, не только оставаться лидером по производству алюминиевых полуфабрикатов в России в традиционных сегментах рынка, но и задавать вектор движения внутри всей отрасли.

— Как именно предприятие планирует развивать производство?

— СМЗ активно инвестирует в поддержание оборудования и повышение эффективности производства. В этом году на эти цели будет потрачена сумма, превышающая среднегодовые инвестиции за последние годы. Также мы разрабатываем программу по значительному увеличению производственных мощностей прокатного производства.

— Планируется ли интеграция Самарского металлургического завода с другими предприятиями Михаила Шелкова? Если да, то каким образом и какой эффект может быть достигнут за счет такого объединения?

— Да, такие планы имеются. У нас уже есть опыт успешного взаимодействия и общие проекты, которые находятся в стадии разработки. В настоящий момент происходит обмен знаниями и лучшими практиками. Заметный синергетический эффект этого сотрудничества мы сможем увидеть уже в ближайшем будущем.

— А социальная инфраструктура предприятия сохранится под управлением нового собственника?

— Конечно. Сейчас на заводе продолжают действовать все принятые ранее социальные программы и меры поддержки и развития сотрудников. Неотъемлемой частью соцкультуры Самарского металлургического завода является приверженность интересам сообщества и активный вклад в повышение качества жизни в нем. Ежегодно предприятие выделяет значительные средства на социальные проекты, реализуемые в Самарском регионе. Инвестиции в них с 2005 г. превысили $10 миллионов.

Важной частью культуры нашего предприятия является волонтерство. Мы гордимся тем, что многие наши сотрудники круглый год помогают своему городу и региону, посвящая время, энергию и знания реализации жизненно важных социальных проектов. У нас работает Благотворительный фонд милосердия и здоровья "Металлург", в котором состоит почти 4 тыс. пенсионеров — бывших сотрудников нашего предприятия, и они не теряют тесную связь с заводом.

Профсоюзная организация СМЗ активно принимает участие в жизни завода, а коллективные договоры за 2017-2021 и 2021–2023 гг. были признаны одними из лучших в регионе.

Поэтому на сегодня мы выполняем все взятые на себя обязательства и делаем все возможное, чтобы безопасность и благополучие сотрудников всегда были в приоритете.

— Полностью ли урегулирован конфликт СМЗ с ФАС ввиду смены владельца? Ранее шли судебные тяжбы, в рамках которых антимонопольный орган требовал лишить представителей Arconic права голоса на общих собраниях акционеров. Представители ведомства мотивировали свой иск тем, что в структуре собственности Самарского металлургического завода произошли изменения, которые не согласовывались с российскими властями.

— У СМЗ не было конфликта с регулятором. В марте 2020 г. ФАС инициировал арбитражное разбирательство с бывшим акционером завода, и рассмотрение данного дела никак не затрагивало нашу производственную деятельность. В конце 2022 г., в связи со сменой собственника СМЗ, иск был отозван и дело прекратилось.

— Столкнулся ли Самарский металлургический завод с какими-либо проблемами на фоне введения внешнеполитических санкций? Как они решались?

— Основные проблемы, с которыми мы столкнулись, коснулись, прежде всего, поставок продукции для производства алюминиевых полуфабрикатов. Вскоре после введения санкций завод остался без основных технологических и расходных материалов из Европы и США.

Большими усилиями и слаженными действиями сотрудников завода совместно с российскими производителями мы смогли разработать замену утраченным позициям. Аналоги по ряду материалов и комплектующих нашли у китайских поставщиков. Эти позиции уже адаптированы под наше производство.

Наш завод реализовал несколько важных проектов в области импортозамещения совместно с ключевыми российскими поставщиками специальных смазок и охлаждающих жидкостей. Были активно задействованы производители из Волгограда, Коряжмы и Ярославля.

Сейчас тестируем отечественные пищевые лаки. Предстоит большая работа по замещению запасных частей к импортному оборудованию. И это кропотливый, долгий труд.

В результате в течение года нам удалось решить большую часть поставленных задач. Особенно порадовала открытость и готовность российских производителей к совместной работе, их активное участие в импортозамещении многих позиций. Тем не менее мы все еще продолжаем активный поиск альтернативных поставщиков оборудования и комплектующих.

— Есть ли у предприятия проекты в области импортозамещения и какие?

— СМЗ нередко выступает как производитель продукции из алюминия, замещающей потребность в импортном полуфабрикате. Подобные проекты важны для нас не столько с точки зрения санкций — это расширение номенклатуры и увеличение объема выпуска завода.

— В какие страны СМЗ сейчас поставляет продукцию на экспорт? Изменились ли объемы отгрузок в связи с ситуацией в мире?

— К сожалению, введенные санкции отрезали нас от части традиционных потребителей в Европе. Однако значительный объем продукции, который мы экспортировали, нам уже удалось заместить российским и азиатскими рынками.

Приоритетом всегда были и остаются потребители из России, поэтому основной объем нашего производства ориентирован именно на них.

Кроме того, мы видим, что потребление алюминия в России увеличивается, причем растущий спрос отмечается практически во всех отраслях промышленности. Мы получаем заказы по всем направлениям нашей работы — для авиационной, космической, судостроительной, автомобильной и других отраслей промышленности.

— А изменился ли пул заказчиков СМЗ из России?

— Мы продолжаем работать с нашими ключевыми партнерами и заказчиками. Как я уже упомянул ранее, повышается стратегический интерес к алюминию, который становится все более популярным материалом на производствах благодаря своим возможностям. Поэтому мы видим дополнительный интерес со стороны строительного сегмента, промышленной и автомобильной индустрий.

— С какими финансовыми результатами Самарский металлургический завод в итоге закончит текущий год? Соответствуют ли они вашим ожиданиям?

— Благодаря тому, что нам удалось заместить потерянные объемы, которые ранее шли на экспорт в Европу и Америку, завод достиг большинства запланированных производственно-финансовых показателей. Все социальные обязательства перед нашими сотрудниками мы тоже выполнили.