В России появились ГОСТы по доставке еды и товаров
В Росстандарте утвердили ГОСТы, которые определяют требования к доставке товаров и готовой еды. Стандарт содержит положения, устанавливающие требования к этапам организации и условиям доставки, транспорту, а также операторам и курьерам. Документ вступит в силу с 1 мая 2024 года. Об этом сообщают «Известия».
Ранее в России не было нормативных требований к этой услуге, потребность в них появилась во время пандемии, когда граждане стали чаще заказывать продукты. Руководитель Росстандарта Антон Шалаев пояснил, что для создания ГОСТа эксперты изучили опыт российских флагманов в сфере доставки, а также мировой опыт.
В документе, в частности, установлены требования к разным форматам услуг: «собственная» доставка (силами организаций общественного питания), доставка через агрегаторов (онлайн-платформы) или через операторов услуг. Например, согласно ГОСТу, доставлять товары требуется в условиях, гарантирующих их качество, исключающих загрязнение и порчу. Сумки для перевозки пищи должны быть защищены от пыли, грязи и животных. Кроме того, в них не могут находиться личные вещи курьера.
Росстандарт в этом году утвердил ещё один национальный стандарт на услуги доставки товаров розничным покупателям, он вступил в силу с 1 декабря. Документ обозначил требования, которым нужно соответствовать всем участникам рынка. Согласно этому документу, хранить данные покупателей организации должны только на сервере российской компании, операторы могут требовать деньги за доставку, даже если человек отказался от товара. Кроме того, в прошлое должны уйти ситуации, когда покупателям не обеспечивалась возможность осмотра товара на наличие повреждений.
Оба ГОСТа определяют требования к курьерам: они должны уметь ориентироваться в городе, проходить инструктаж и в случае работы на транспорте иметь права соответствующей категории. Цель введения стандартов — упорядочить деятельность в сфере доставки, повысить грамотность потребителей и защитить права всех сторон, отмечают в Росстандарте.
Эксперты, опрошенные изданием, отмечают, что введение стандартов вряд ли повлияют на работу крупных транспортных компаний – у них уже разработаны свои стандарты. Для мелких и средних компаний нововведение потребует дополнительных инвестиций как в оборудование, так и в обучение персонала, что должно сказаться на стоимости.
Ранее сообщалось, что в третьем квартале 2023 года рынок онлайн-продаж продовольственных товаров вырос относительно аналогичного периода 2022 года на 55%. Ожидалось, что, по итогам года, его объёмы будут достигать от 910 до 935 млрд руб.