СБУ обвинила владельца «Хортицы» в пособничестве РФ
Обновлено в 21:43
Основатель водочного бренда «Хортица» Евгений Черняк оказался меж двух огней. Служба безопасности Украины заподозрила бизнесмена в финансировании российской армии. Претензии к Черняку есть и у российской стороны. Здесь в отношении него возбуждено дело о спонсировании терроризма. Какая судьба ждет активы Черняка по ту и другую сторону? Как говорится в телеграм-канале СБУ, бизнесмену и гендиректору алкогольного холдинга Global Spirits Евгению Черняку предъявлено обвинение в финансировании российской армии. Ведомство уверяет, что компании одного из самых богатых людей Украины продолжают вести бизнес в России и, собственно, платить там налоги. А таковых за 2022 год набежало на 14 млрд рублей. В офисе холдинга Global Spirits в Киеве прошли обыски. На корпоративное и частное имущество Черняка может быть наложен арест для передачи государству.
Свои существенные претензии к бизнесмену имеет и российская сторона. Здесь против него возбуждено дело о спонсировании терроризма. По версии Следственного комитета, структуры Черняка передали ВСУ и другим подразделениям полмиллиарда рублей. В августе Евгений Черняк был заочно арестован. В мае прошлого года российские компании холдинга — «Русский Север» и «Родник и К» — перешли к бизнесмену Александру Беспалову. А всего два месяца спустя, когда Черняка заподозрили в финансировании ВСУ, Беспалов был арестован по обвинению в посредничестве в передаче взятки. Роль Беспалова во всей этой истории не до конца ясна, говорит эксперт алкогольного рынка, автор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев:
— Это дело суда — определить, насколько этот человек был реальной фигурой или он был тем, кто проводил интересы Евгения Черняка. Когда выходили публикации об уже российском предприятии и когда в них даже не утверждалось, что это по-прежнему принадлежит Черняку, а просто упоминалось, что когда-то бренды «Хортица», «Мороша» и так далее принадлежали украинскому холдингу Global Spirits, который принадлежит Черняку, менеджеры в российской компании очень возмущались, закидывали гневными сообщениями и звонками, требовали убрать эту информацию как недостоверную, хотя говорилось в ответ, что у каждого предприятия есть история: даже если вы отрицаете, что сейчас имеете к этому отношение, когда-то же правда имели. Конечно, они понимали, какие риски берут на себя таким образом, таким упоминанием, и оказалось, что не напрасно.
— Что касается продаж что «Хортицы», что «Мороши», что «Первака» — какие у них продажи сейчас, можете сравнить с 2022 годом? Потому что там в уплате налогов российской стороне Черняка обвиняют за 2022 год.
— В истекающем году еще нет цифр, потому что год не завершен. Очевидно, визуально «Хорты» — этот бренд теперь так называется — стало меньше, но он не пропал, везде стоит. Раньше эта водка стояла на лучшей полке огромными батареями. Что касается прошлого года, то по итогам 2022 года это был самый продаваемый бренд водки на российском рынке. Ни «Зеленая марка», ни «Пять озер», ни «Архангельская», ни другие обогнать ее не могли.
— А «Хорта» не уровнем выше, она не премиальная?
— В водке система ценовых категорий не то что условная, существует водка эконом по минимальной цене, есть суперпремиальные — «Царская», «Белая березка», «Белуга», а все, что между ними, особенно если мы говорим про большие бренды, учитывая, что они постоянные участники различных ценовых акций во всех крупных торговых сетях, сложно сказать, какая у них реальная регулярная цена.
54-летний бизнесмен Евгений Черняк — человек известный и в России, и на Украине. Родился Черняк в Запорожье, на родине занимал 19-е место в списке 100 богатейших украинцев по версии местного Forbes, его состояние оценивалось в 470 млн долларов. В структуру холдинга Черняка входят Хортицкий ликеро-водочный завод, Одесский коньячный завод, а также дистрибуторская компания GDC. В портфеле холдинга — «Хортица», «Мороша», «Первак» и другие бренды. Сам Евгений Черняк сейчас проживает в США, ведет YouTube-канал о бизнесе Big Money, в апреле 2022 года создал благотворительный фонд для помощи родному Запорожью и перечислил туда 1 млн долларов.
В соцсетях Черняк отверг подозрения СБУ в его адрес и написал, что в России против холдинга Global Spirits действуют санкции с 2014 года и иметь там какие-либо активы компания не могла. Сам холдинг в феврале 2022 года запретил использовать в России бренды «Хортица», «Мороша», «Первак» и другие — то есть бизнеса в России у Черняка как бы и нет. Претензии к нему со стороны СБУ бизнесмен назвал попыткой отнять у него бизнес на Украине. Интересная двойственная ситуация, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
— Российское и украинское общественное мнение устроено по-разному, но между ними есть и немало общего, и тот процесс поиска врагов требует, чтобы враг был узнаваемым, чтобы был какой-то узнаваемый бренд, и не ноунейм, который пришел нам все испортить и в котором все дело, а действительно узнаваемый. В этом отношении производители популярных водочных брендов иногда идеальные номинанты на эту историю, когда они узнаваемы, они понятны и в то же время их особенно никому не жалко.
— Он разразился огромным постом в соцсетях, где постоянно напоминает, как они много сделали гуманитарной помощи, сколько они сделали для ВСУ, называет это абсурдом: «Я открыт, звоните, говорите со мной!» Такое ощущение, что там тоже какой-то общественный запрос есть.
— В этом и проблема — тех, кто больше всех показывает, как он топит за ту или иную большую идею, часто меньше всех ценят и легче разменивают, активистов никто не любит.
— Может повторить производитель «Хортицы» историю «Балтики» и Danone, когда активы перешли во временное управление Росимущества, или их ждет полная национализация?
— Процесс национализации достаточно хаотичный и спонтанный, всегда есть некий зазор между лоббистской активностью конкурентов или кого-то из интересантов, неких апелляций к общественному мнению и желания государства показать, что оно не бездействовало. Признаки этого появляются и в российской, и в украинской повестке, хотя общая тревожность вокруг такого буллинга крупных бизнесменов никуда не исчезает, ее приходится принимать во внимание.
В начале декабря СМИ писали, что власти обсуждают возможность передачи российских активов Global Spirits в управление Росимуществу. Как уже было проделано с «Балтикой», Danone и дилером «Рольф». Все вместе бренды «Хортица», «Мороша» и «Первак» занимали не очень большую, но и не очень малую долю российского водочного рынка — всего около 10%.