Экспансия "Автодории" в Киров обернулась расторжением контракта и уголовным делом
Сделка в 63 млн рублей сорвалась из-за "бэушных" и "дефективных" камер фиксации нарушений ПДД?
В неосновательном обогащении обвинила казанскую "Автодорию" петербургская компания "Корда Групп", создающая системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД из комплексов разных российских производителей. Предметом спора стали поставленные в Кировскую область дорожные камеры, в которых выявили "существенные недостатки". Соглашение расторгли, питерцы выиграли дело, но татарстанская компания сумела изменить решение суда. Подробности — в материале "Реального времени".
В Киров поставили дорожные камеры с недостатками
Первые дорожные комплексы от татарстанского разработчика появились в Кировской области еще весной 2018 года. Это были системы контроля скорости "Автодория 3.0", запущенные в тестовом режиме на отдельных городских магистралях. Как сообщал тогда областной министр связи Юрих Палюх, для региона проект реализовали бесплатно.
Но уже на следующий год питерская "Корда Групп" заключила с "Автодорией" сделку на партию оборудования, чтобы поставить его другой татарстанской компании — НЦИ (входит в "Ростех"). Последняя, в свою очередь, во исполнение госконтракта должна была передать дорожные камеры кировскому бюджетному учреждению "Центр стратегического развития информационных ресурсов и систем управления".
Когда технику начали монтировать, госзаказчик выявил ее скрытые недостатки и потребовал заменить оборудование. Суд расторг его контракт с НЦИ, взыскав стоимость поставленного товара — 62,7 млн рублей. Требования были удовлетворены в полном объеме.
В дальнейшем "Корда Групп" предъявила претензии к "Автодории", указав, что дорожные комплексы имели "существенные недостатки" и не соответствовали техзаданию, потребовала расторгнуть договор и взыскать с компании неосновательное обогащение и штраф.
Татарстан поставил Кирову "бэушные" камеры?
Всего в рамках госзаказа НЦИ поставил в Кировскую область 55 дорожных комплексов: "Коперник" — 20 шт., "Автодория 3.0" — 10 шт., "СКАТ-ПП" — 25 шт. Но заказчик — Кировский центр стратегического развития — представил суду заключение комиссии о выявленных в камерах недостатках.
— "Автодория 3.0" не имеет возможности определения географических координат с помощью модуля навигации, координаты при настройке комплекса приходится вносить вручную, — говорится в документе. Кроме того приводятся другие недостатки: — Отсутствует возможность провести пусконаладочные работы и настройку комплекса после выпуска обновлений, произвести установку обновлений, настроить пути маршрутизации имеется возможность только посредством использования проводного подключения. Отсутствует возможность настройки формируемого материала, в частности, нет возможности включения (исключения) в состав формируемого материала видеозаписей правонарушений.
Как указано в материалах дела, настройки можно было выполнить, лишь обратившись в техподдержку изготовителя. Не получалось настроить камеры и вручную (фокусировка, яркость, контрастность и т. п.), без чего не было необходимого качества изображения. Все указанные недостатки сочли существенными.
Кстати, госзаказчик указывал на внешние недостатки оборудования еще при составлении акта осмотра товара. Судя по всему, в Кировскую область из Татарстана поставили дорожные камеры, уже побывавшие в эксплуатации. На них выявили грязь, сколы, царапины, а часть техники не соответствовала заявленным в техзадании функциям:
— При проведении внешнего осмотра выявлены недостатки комплектующих СТС "Автодория 3.0": комплексы с присутствием следов эксплуатации, царапины, загрязнение внутри защитной крышки порта питания, загрязнения внутри элементов крепления, следы крепления на крепежных местах комплексов; отсутствует возможность администрирования комплекса; отсутствует функционал вычисления средней скорости транспортного средства без использования дополнительных аппаратно-программных ресурсов (ПО "Вычислительный центр, устанавливаемого на удаленном компьютере", который, в свою очередь, устанавливается в помещении с ограниченным доступом); не имеет принадлежности в соответствии с техническим заданием к группе "стационарные (С)" и "передвижные (П)" одновременно.
Уголовное расследование и доводы поставщиков
Почему кировские чиновники, выявив столь серьезные недостатки дорожных камер, подписали акты приемки товара? Тем же вопросом задались и правоохранители. Следственное управление Следкома по Кировской области завело уголовное дело. В рамках расследования эксперт Анисимов О.А. провел компьютерно-технические экспертизы, результаты показали, что поставленные измерительные комплексы не соответствуют техническому заданию. В августе прошлого года Первомайский райсуд Кирова вынес приговор по уголовному делу, установив вину должностных лиц в приемке специальных технических средств (СТС), не соответствующих техзаданию к контракту.
В татарстанском НЦИ все еще пытаются оспорить вердикт по спору с госзаказчиком из Кирова. В кассационной жалобе резидент Иннополиса указал, что суды нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В компании уверены, что ее обязательства по поставке товара надлежащего качества были прекращены надлежащим исполнением, что подтверждается актом приема-передачи, который подписали кировские чиновники. К тому же акты о выявлении недостатков товара были составлены в отсутствие представителя поставщика, а "выводы эксперта основаны на недостоверной информации и не являются доказательством для признания товара некачественным". Да и сам эксперт якобы не имеет необходимой квалификации. В компании указали на неправомерное отклонение просьбы назначить судебную экспертизу, на одновременное изменение истцом основания и предмета иска, а также на то, что суды не учли факт эксплуатации истцом оборудования и уменьшение его стоимости. Однако кассационная инстанция с доводами НЦИ не согласилась и отклонила жалобу.
В свою очередь питерская "Корда Групп", привлеченная к делу третьим лицом и потребовавшая от "Автодории" сумму неосновательного обогащения в 10,9 млн рублей, сумела выиграть спор. Однако в апелляции казанцам удалось изменить решение первой инстанции. При расторжении договора между сторонами суд должен был урегулировать вопрос о возврате поставленного товара. В то же время у покупателя остается право на возмещение убытков. В свою очередь, продавец может требовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования. По этой причине решение суда было дополнено обязательством к "Корда Групп" вернуть поставленные дорожные камеры.
Дорожные комплексы "Автодория" начали применять в России в 2013 году — с легкой подачи первого вице-премьера Игоря Шувалова. Тогда казанской компанией через ООО "Стартобаза" владела Светлана Никифорова — супруга бывшего татарстанского министра связи Николая Никифорова. В 2017 году она вышла из капитала фирмы, и с того же периода подрядчик начал терять крупные контракты: сначала в Москве, а через год — в Татарстане.
В августе этого года "Автодория" мигрировала в новый IT-холдинг "Ростеха". Его "дочка" — АО "Аэронавигационные и информационные системы" приобрела 34% долей татарстанского интегратора интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Эксперты оценили сделку в пределах 100 млн рублей.
"Реальное время" обратилось к участникам спора за комментариями, по получении ответы будут опубликованы.