Эксперт ПИУ РАНХиГС о повышении эффективности налоговой системы
Правительство РФ продолжает принимать меры, обеспечивающие рост качества жизни граждан. В том числе этому способствует улучшение налогового администрирования и снижение общей налоговой нагрузки. Так, Минфин России совместно с бизнесом ведет масштабную работу по выстраиванию налоговой системы на ближайшие годы. Возрастает значение налогового мониторинга. ФНС все активнее заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие и удаленный доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика (Источник: ТАСС). «Общей тенденцией последних лет является ориентация на демократизацию построения и развития взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков. В первую очередь это направление должно реализовываться за счет повышения прозрачности налогового контроля, его гибкости и результативности», – полагает эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, заведующий кафедрой финансов, кредита и налогообложения, кандидат экономических наук, доцент Александра Рындина. «Налоговым органам поставлена задача снижения давления на бизнес, сокращение количества выездных налоговых проверок при повышении качества налогового контроля. В значительной степени реализация поставленной задачи стала возможна при введении риск-ориентированного подхода при планировании выездных налоговых проверок. Так, количество выездных налоговых проверок снизилось почти в 3 раза с 2015 года, а суммы доначислений выросли почти вдвое. Для более успешного достижения целей в 2015 году в Налоговый кодекс РФ был введен инструмент, который позволяет налоговым органам получить доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в режиме реального времени. Внедрение в практику налогового контроля мониторинга вкупе с другими инструментами в какой-то степени позволило сократить количество налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Так, по данным отчета о работе арбитражных судов РФ за 2022 год, сформированного Судебным департаментом при Верховном суде РФ, можно констатировать, что за 6 лет количество налоговых споров в судах первой инстанции сократилось почти вдвое с 11 994 ед. в 2017 году до 6 262 ед. в 2022 году. При этом почти неизменным является доля удовлетворенных заявлений (в среднем 37-40%). Снижаются и суммы оспариваемых доначислений. Аналогичная тенденция наблюдается в апелляционных и кассационных судах. При этом несколько сократилось количество обжалованных решений в апелляционном суде с 54% в 2017 году до 45,8% в 2022 году и осталось неизменной доля обжалованных решений в кассационной инстанции (около 35%). Процент удовлетворенных жалоб в апелляционном и кассационном судах остается практически неизменным и составляет 10-15%. В основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики красной нитью проходит борьба с теневым сектором экономики с помощью внедрения новых информационных технологий и формирования единого информационного пространства. Данное направление предполагается реализовать в том числе за счет развития системы налогового мониторинга. Так, планируется снижение входных требований и расширение сфер для участия в нем. Важным моментом является предоставление права участникам мониторинга на возмещение НДС и акцизов в заявительном порядке без оформления банковской гарантии или договора поручительства, что в значительной степени упрощает данную процедуру для налогоплательщика. Главными преимуществами налогового мониторинга является освобождение налогоплательщика от камеральных и выездных налоговых проверок, сокращение сроков проведения налоговой проверки, снижение масштабов контрольных мероприятий, возможность получения мотивированного мнения налогового органа по сложным вопросам, отнесение налогоплательщика к категории добросовестных, информационный обмен с налоговыми органами. Федеральная налоговая служба ежегодно проводит оценку эффективности налогового мониторинга и составляет рейтинг налогоплательщиков по 21 критерию, к числу которых отнесены динамика и отклонение налоговой нагрузки компании, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, наличие и выполнение мотивированных мнений, количество уточненных налоговых деклараций и требований о представлении документов, автоматизация и документирование контрольных процедур, полнота раскрытия рисков и уровень организации системы внутреннего контроля, а также уровень информационного взаимодействия с налоговым органом. Результаты доводятся до участников налогового мониторинга. Такая оценка позволяет как налогоплательщику, так и налоговому органу провести настройку взаимодействия, выстроить стратегию автоматизации налогового контроля. Важной новеллой налогового мониторинга 2024 года является отмена взаимодействия налогоплательщика и налогового органа по телекоммуникационным каналам связи и переход на стопроцентную интеграцию с информационной системой организации, а также автоматическое истребование документов у налогоплательщика через его информационную систему. По данным ФНС России в 2023 году налоговый мониторинг охватывает уже представителей бизнеса из 18 отраслей экономки, количество которых будет увеличено до 20 в 2024 году. Как показывает статистика, с 2016 года наблюдается постоянный рост количества компаний, участвующих в налоговом мониторинге. Только за последние 3 года количество участников увеличилось на 113% (в 2021 – 209 участников; в 2023 году – 445 участников), в 2024 году планируется 573 компании, участвующие в налоговом мониторинге, что на 28% больше, чем в 2023 году. Взрывной рост участников налогового мониторинга наблюдался в 2022 году, кода их количество увеличилось сразу на 62% или 131 компанию. Это было связано как с расширением возможности участия в налоговом мониторинге, так и с заинтересованностью бизнеса в таком взаимодействии с налоговыми органами. В целом всех участников налогового мониторинга можно условно разделить на две категории: крупные холдинги, переводящие на налоговый мониторинг свои дочерние организации (например, Лукойл, РЖД, МТС и другие), и независимые компании (например, Ростех, Теле2, Мегафон и другие). Для крупного бизнеса переход на налоговый мониторинг – это предсказуемость налоговой нагрузки, гарантия оперативной коммуникации с налоговыми органами и возможность решения сложных вопросов при исчислении налогов в режиме реального времени на основе мотивированного мнения контролирующего органа. Как отмечают налоговые органы, за время проведения мониторинга было составлено 189 мотивированных мнений на сумму 282,7 млрд. руб, причем 154 на сумму 192,9 млрд руб были подготовлены по запросу участников мониторинга. В большинстве случаев позиция налогового органа была принята налогоплательщиком и учтена в текущей деятельности», – считает эксперт.