Колоссальные потери: почему ушедшие с российского рынка компании остались ни с чем
Уход с российского рынка обернулся для иностранных компаний колоссальными потерями - по предварительным подсчетам западных СМИ, они составили больше ста млрд долларов. Более чем вероятно, что со времени эта сумма будет уточняться и увеличиваться, говорят эксперты "Российской газеты".
Но здесь также очень важно понимать, что те иностранные корпорации, которые не захотели терять рынок РФ, спокойно работают в нашей стране, получают прибыль и никто не планирует отбирать хоть доллар из их активов.
Задачей западных транснациональных компаний было за счет остановки деятельности и саботажа обвалить российскую экономику, резко повысить рост безработицы, спровоцировать массовый дефицит, объяснил "РГ" доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Максимов.
"Следствием этого, по замыслу архитекторов санкций, должны были стать рост социальной напряженности, появление критических внутренних противоречий внутри России. Однако руководство РФ смогло очень оперативно парировать данную угрозу. Комплекс заградительных пошлин и иных мер ограничения вывода капиталов со стороны ЦБ, Правительства России и Президента, дал четкое понимание всем игрокам: те из западных корпораций, которые попробовали принять участие в проекте обрушения российской экономики, мгновенно потеряли не только российский рынок, но и активы", - отметил эксперт.
Директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов напомнил "РГ", что Минфин РФ и Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций приняли решение о наложении ограничений на процесс ухода иностранных компаний из России. В частности, решением правкомиссии от 7 июля 2023 года установлен минимальный размер дисконта к рыночной оценке компании, который должен применяться при осуществлении сделки, в размере не менее 50%. Кроме того, при продаже в бюджет уплачивается единовременный сбор, величина которого носит прогрессивный характер: 5% от рыночной стоимости при дисконте менее 90% и 10% от рыночной стоимости при дисконте более 90%.
"Продажа доли по стоимости существенно ниже рыночной (или подобные планы) приводит к необходимости переоценки стоимости чистых активов компании вниз, что фиксируется в финансовой отчётности как убыток от обесценения (impairment cost). По всей видимости, оценка "больше 100 млрд долл." получена на основе анализа финансовой отчетности крупнейших иностранных компаний и отражает списания, связанные с российскими активами. Эта величина включает в себя убытки, связанные с обесценением активов, переоценкой открытых валютных позиций, а также операционные издержки, связанные с закрытием бизнеса или сокращением масштаба деятельности в России", - объяснил Салихов.
Если задаться целью составить рейтинг отраслей, уход из которых доставил нашим бывшим "партнерам" наибольшие финансовые проблемы, то, по всей видимости на первом месте будет нефтегазовый сектор, где безусловным чемпионом по потерям стала британская нефтегазовая компания Shell, констатировал Максимов. Суммы потерь оцениваются самой компанией в 4,24 млрд долл., в том числе 1,13 млрд долл. инвестиций в проект "Северный поток-2", добавил эксперт.
Салихов, в свою очередь, назвал второй наиболее сильно пострадавшей отраслью финансовый сектор: крупнейшие иностранные банки зафиксировали убытки на сумму 6,2 млрд долл. Среди них - Société Générale (3,5 млрд долл.), Credit Agricole (0,5 млрд долл.), Raiffeisen (0,5 млрд долл., несмотря на продолжение работы в РФ) и Citigroup (0,1 млрд долл.).
Австрийская группа Mondi продала свой бизнес по производству бумаги и упаковки суммарно за 775 миллионов евро.
"При этом рыночная цена всех активов по оценкам экспертов превышает два миллиарда евро, а главный актив - Сыктывкарский ЛПК, по итогам 2022 года, показал выручку в размере 78 млрд рублей (рост на 9%) и чистую прибыль - 22,5 млрд рублей (рост на 18%)", - отметил Максимов.
Крупные потери на сумму порядка 5 млрд долларов были зафиксированы также среди автопроизводителей. Согласно подсчетам Салихова, сильнее всего пострадали Renault (0,9 млрд долл.), Mercedes-Benz Group (0,7 млрд долл.) и Nissan Group (0,7 млрд долл.).
"Как видим, решения западных компаний покинуть российский рынок привели к крайне печальным результатам для самих беглецов", - резюмировали эксперты.