Широков: Понятие техногенных россыпей нужно прописать в законе о недрах
Вовлечение в промышленное использование отходов недропользования требует принятия новых законодательных мер. В частности, понятие техногенных россыпей необходимо прописать в законе о недрах. Об этом на совещании в Совфеде отметил зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков, сообщили в пресс-службе палаты регионов 15 декабря.
Участники встречи рассмотрели меры повышения эффективности извлечения драгоценных металлов из отходов добычи полезных ископаемых. Широков отметил, что техногенные россыпи — существенный резерв минерально-сырьевой базы страны. Однако это понятие, подразумевающее неоцененный резерв техногенного минерального сырья, до сих пор не определено в законе. Отметим, что речь идет о скоплении минеральных веществ, образовавшихся в результате антропогенной деятельности.
Одновременно с 1 сентября вступил в силу закон, дающий право использовать отходы, образовавшиеся на предоставленном в пользование участке недр, для добычи полезных ископаемых. Кроме того, с 1 января при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен нулевой коэффициент для отходов недропользования, из которых осуществляется добыча полезных ископаемых.
Принятые меры не в полной мере позволяют решить вопрос вовлечения в промышленное использование отходов недропользования, в том числе техногенных объектов россыпного золота, подчеркнул сенатор. В частности, отходы горного производства, которые остались после отработки россыпных месторождений, следует рассматривать как новые месторождения, что требует оформления и согласования документов в Минприроды России, пояснил Широков и уточнил, что процесс может занять порядка трех лет и является дорогостоящим.
«Наши северные и дальневосточные территории являются кладовыми полезных ископаемых. При этом там добываются не только энергоресурсы, но и драгоценные металлы, в том числе золото. Его добыча, являясь важнейшей отраслью горного комплекса России, обеспечивает значительную долю доходов федерального бюджета и золотовалютных запасов нашей страны», — подчеркнул Широков.