Эксперты: Издержки бизнеса от контроля снизились в 10 раз за последние 5 лет
Издержки бизнеса от контроля снизились в 10 раз за последние 5 лет. Об этом говорится в исследовании Центра институционального развития контрольной (надзорной) деятельности (ЦСР).
"Согласно полученным данным, издержки бизнеса от контроля снизились в 10 раз за последние 5 лет. В 2022 году эти затраты составили 35 млрд рублей. По результатам исследования, пиковая нагрузка от проверок на экономику приходилась на 2019 год, когда суммарные издержки бизнеса и организаций социальной сферы составили 336 млрд рублей", - пояснили аналитики.
По мнению экспертов, дальнейшее снижение обусловлено вступлением в силу Закона о контроле и влиянием моратория на проверки.
Итоги исследования демонстрируют существенную нагрузку на предприятия, осуществляющие оптовую и розничную торговлю, почти 4 млрд рублей, или 11% всех издержек.
Эксперты также отмечают, что меры поддержки бизнеса косвенно влияют на социальные организации, снижая нагрузку на экономику регионов за счет перераспределения финансов в сторону решения реальных проблем граждан.
Так, по данным исследования, средняя стоимость одной проверки в Москве составляет 363 тыс. рублей, в то время как в Нижегородской области - 248,7 тыс. рублей.
"Такая разница, фактически в 50%, обусловлена меньшей продолжительностью проверок, разницей в доходах населения и количеством проверок на одну организацию", - пояснили аналитики.
По словам заместителя генерального директора ЦСР Константина Никитина, "исследование будет полезным для бизнеса, так как поможет предприятиям лучше понять финансовые и экономические последствия проверок, разработать эффективные стратегии управления рисками и оптимизации расходов".
"В свою очередь, органы контроля получат более глубокое понимание финансовых последствий проверок для предприятий и организаций. Путем учета факторов, изложенных в исследовании должностные лица смогут успешно совершенствовать практику взаимодействия с бизнесом, что позволит установить более доверительные отношения между сторонами, снизить риски и повысить эффективность контроля", - отметил он.
Несомненно, снизившееся количество проверок положительно сказалось на сокращении затрат бизнеса, не связанных напрямую с их производственной деятельностью, считает член генерального совета "Деловой России" Олег Малахов. Однако, полагает эксперт, постоянно возрастающая сумма собираемых налогов отнюдь не говорит о росте бизнеса и предпринимательской активности.
"Появилось много новых дискуссионных моментов, вызывающих тревогу у руководителей и собственников компаний. Например, проблема дробления бизнеса, которая становится доминирующей для многих холдингов и крупных организаций. Это не может не вызывать беспокойства", - заключил он.
Он добавил, что вызывает дискуссии количественная оценка сокращения расходов. Все-таки в полной мере адекватно записать в алгоритмы расчета реальные суммы затрат кажется не слишком выполнимым.
Результаты данного исследования коррелируют с выводами на основе других источников информации и текущей бизнес-практикой, которую наблюдают участники рынка, полагает, эксперт по финансам МГО "ОПОРЫ РОССИИ" Павел Вешаев.
"Так, за 10 месяцев текущего года было 280 тысяч различных проверок бизнеса, за весь прошлый год 340 тысяч, а в 2019 - 1,5 миллиона проверок. Тот год стал пиком финансовой нагрузки от проверок для бизнеса", - отметил он.
За это время количество проверок снизилось в 5 раз, уточнил эксперт. Работая со средним владельческим бизнесом, из финансовой и управленческой отчетности я вижу, что затрат на те или иные "антипроверочные" мероприятия стало гораздо меньше. Раньше проверка могла остановить деятельность предприятия на 2 недели, на месяц и больше, компания могла потерять выручку за несколько месяцев - десятки и сотни миллионов рублей - сейчас такое встречается редко.
"Также не наблюдаю колоссальных затрат на защиту от проверок - имеются в виду услуги специалистов, которые обеспечивают "порядок в документации" на случай проблемных ситуаций, - добавил Вешаев.
По его мнению, в сферах, где речь идет о здоровье и жизни граждан (продукты питания, медицинские препараты) расходы на готовность к проверкам по-прежнему высоки. Там требуются лабораторные анализы, порой даже собственные лаборатории, повышенный контроль качества продукции. Это вопрос серьезной ответственности предпринимателей и минимизации рисков того, что недоработка отдельного сотрудника повлечет за собой большую инициативную проверку, на которую будут все основания.
Безусловно, значительное улучшение ситуации в сфере КНД действительно присутствует. Это обусловлено целым рядом факторов, в том числе, конечно же, вступлением в силу Закона "О государственном (муниципальном) контроле (надзоре)", результатами рабочих групп в рамках механизма "Регуляторной гильотины", когда были отменены устаревшие и избыточные акты. Об этом "РГ" сообщила руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов "Деловой России" Екатерина Авдеева.
"Как раз с 2019 года мы говорим о курсе на риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности (КНД), который не просто лег в основу трансформации этой деятельности, а в рамках, которого происходит донастройка и совершенствование системы КНД, чтобы обеспечить баланс частных и публичных интересов", - считает она.
Такой подход был подкреплен и акцентом на профилактический визит и возможностью замены штрафа предупреждением, и, наконец, большие результаты дал мораторий в условиях, когда предприниматели перестраивают свой бизнес в связи с геополитическими и экономическими изменениями, уточнила эксперт.