Финансовый эксперт Валишвилли: при оплате частями можно нарваться на рассрочку или штрафы

И это только часть возможных рисков, с которыми может столкнуться желающий купить сейчас, а заплатить потом. Такие сервисы появились в России в 2021 году и с каждым годом становятся всё более популярными. Но, как и у любого финансового продукта, у них есть свои нюансы. Поговорили об этом с доцентом РЭУ им. Плеханова Мери Валишвили и адвокатом Оксаной Грикевич. Как работают сервисы оплаты частями Сервисы оплаты покупок частями (BNPL, Buy Now Pay Later — «купи сейчас, плати потом») не считаются ни классическим кредитом, ни даже рассрочкой, на которую они вроде бы похожи. Пользуясь такой услугой, покупатель не подписывает кредитный договор, который предполагает проценты и комиссии, а продавец не передаёт данные с бюро кредитных историй (из-за этого невыплаты BNPL не сказываются на кредитном рейтинге). Посредником между покупателем и продавцом при оформлении услуги выступает не банк, а BNPL-сервис. Именно он оплачивает покупку полностью, после чего покупатель возвращает ему деньги частями. Делает это сервис не бесплатно — комиссию он берёт с продавца. Тот может включить её в стоимость товара или не делать этого, рассчитывая на привлечение новых клиентов с помощью опции. В отличие от рассрочки, привязанной к банку и его торговым партнёрам, оплата частями обычно используется на маркетплейсах, где собраны товары от разных производителей и продавцов. Какие нюансы есть у оплаты частями Обычно чек не превышает 30 000 рублей — при покупках дороже магазин предложит оформить кредит или рассрочку. Экстракороткий период выплаты — в среднем четыре или шесть недель. Деньги списываются автоматически, поэтому важно проверять наличие средств за день-два перед нужной датой. Какие риски создают сервисы оплаты частями для покупателей Подставные сервисы Перед оформлением стоит проверить, кому именно вы будете платить: настоящему BNPL-сервису или фирме, которая им лишь прикидывается. Это можно сделать по названию компании, от имени которой работает сервис. Туманные условия Основная угроза таких сервисов — ситуации, когда у клиентов нет полной информации об условиях оказания услуги, подчёркивает адвокат Оксана Грикевич. Из-за этого особенно важно изучить оферту и график платежей, чтобы потом не столкнуться с неприятным сюрпризом. Штрафные санкции Каждый сервис сам решает, какие санкции будут грозить клиенту за нарушение правил, прописывает размер штрафов и порядок их начисления. Он может составлять, к примеру, 5% от неоплаченной доли, если покупатель не внесёт деньги в течение двух дней с даты списания, или фиксированную сумму за факт просрочки. Навязчивая реклама Обычно подобные услуги предполагают, что покупатель даёт согласие на использование персональных данных довольно широкому кругу лиц. После оформления он может столкнуться с навязчивыми звонками, сообщениями и письмами. Пожаловаться на слишком активных маркетологов можно в Роспотребнадзор. Но стоит знать, что эта процедура не из лёгких.

Финансовый эксперт Валишвилли: при оплате частями можно нарваться на рассрочку или штрафы
© Секрет Фирмы