Войти в почту

Мешает ли китайский экспорт импортозамещению в нефтегазовой отрасли

По итогам текущего года Минэнерго ожидает, что доля использования российского оборудования в нефтегазовом машиностроении вырастет до 65%, сообщили "РГ" в ведомстве.

Мешает ли китайский экспорт импортозамещению в нефтегазовой отрасли
© Российская Газета

По итогам 2022 года уровень независимости отрасли от импорта составил 62%. Для сравнения в 2014 году, на момент введения первых санкций, доля используемого российского оборудования составляла 43%.

То есть по большинству направлений российские компании заместили импорт американского и европейского оборудования отечественными разработками. Остальное (35%) добирается экспортом, в основном из Китая. Вот только из Поднебесной завозится не только оборудование, которое в нашей стране не производится, но и аналоги отечественных разработок. И экспортные поставки отбирают часть рынка у отечественных производителей.

Конкуренция полезна рынку, но с учетом последних событий в мире России необходимо по максимуму развивать свое производство. То есть отечественные предприятия должны иметь приоритет перед экспортерами. Но, как отмечает директор по продажам "НАТЭК-Нефтехиммаш" Никита Воронин, львиную долю заказов от российских предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК) забирают китайские подрядчики. Они на тендерах дают цену чуть ли не в два раза ниже той, что назначают российские производители. Чтобы перебить их предложение, нашим предприятиям необходимо очень сильно упасть в цене. В отрасли с низкой маржинальностью это, конечно, невозможно. В результате предприятия сектора тяжелого машиностроения (их в России всего около десятка) загружены лишь до конца 2024 года. Производственная программа формируется заранее, и чтобы процесс не прерывался, необходимо получать новые заказы. Они есть, но их крайне мало, подчеркивает Воронин.

Как рассказали "РГ" в Минпромторге, для увеличения доли использования российского оборудования и снижения импорта в отдельных подотраслях нефтегазового машиностроения принимаются активные меры. Например, с 2020 по 2022 год работал механизм "утилизационного гранта". По нему заказчикам компенсировалась часть затрат на приобретение новой буровой установки российского производства взамен утилизированной. За три года действия механизма долю импорта удалось сократить с 44 % до 23 % (по состоянию на конец 2022 года). Были и другие решения, вплоть до введения антидемпинговых пошлин на отдельные виды оборудования, которые действуют и сейчас.

В ведомстве уточнили, что со стороны производителей среди наиболее востребованных мер государственной поддержки являются субсидии на НИОКР, льготные займы Фонда развития промышленности на модернизацию и расширение действующих производств, а также действующий с 2022 года механизм "обратного инжиниринга", направленный на разработку комплектующих изделий. Так, с 2020 года в отрасли нефтегазового машиностроения поддержано более 40 НИОКР, из которых только 28 работ по созданию оборудования для заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ).

Но все это не отменяет проблем с загрузкой отечественных производств заказами. С точки зрения эксперта, руководителя аналитического центра "Яков и Партнеры" Геннадия Масакова, эффективность этих мер оценивать пока рано: отсутствует консолидированное мнение игроков, механизмы помощи нефтегазовой отрасли только начали внедряться, а некоторые еще дорабатываются. Большинство представителей отрасли отмечает, что меры в большей степени направлены на поддержку крупных компаний, в то время как малому и среднему бизнесу они наиболее необходимы. Представители малых компаний отметили, что ввиду недостаточной базы для быстрой разработки высокотехнологичных решений, участие в государственных программах может стать рискованной инвестицией. Некоторые отмечают, что несмотря на уход западных компаний, обеспечение спроса - один из рисков: российские аналоги могут оказаться дороже, чем серый импорт и азиатские решения, отмечает эксперт.

Как всегда, в экономике во главу угла встает вопрос цены. У китайских производителей она оказывается ниже не потому, что у них современней производство и из-за этого ниже затраты. Во-первых, в Китае компании-экспортеры оборудования получают огромную поддержку от государства - льготы по налогам и кредитам, а также различные субсидии.

Как отмечает Масаков, меры поддержки экспортеров со стороны китайского правительства делают возможным предоставление дополнительных скидок для освоения перспективных экспортных рынков.

Во-вторых, производство здесь уже поставлено "на поток", то есть у них нет проблем с заказами, как у российских предприятий. А чем выше серийное производство, тем ниже цена конечного продукта. По словам руководителя нефтегазовой практики в области стратегического и операционного консалтинга Kept Максима Малкова, в России, с учетом производства "единичных" продуктов, их стоимость выходит намного выше, чем в Китае. А любая доработка оборудования под особые условия требует больших временных вложений и часто компании-производители вовсе отказываются от таких работ, предлагая только унифицированный ассортимент. В Китае же это почти не влияет на стоимость, качество же оборудования не уступает российскому, а иногда даже находится на уровне европейского и американского рынка.

Но Китай хорошо умеет считать деньги и в убыток себе ничего продавать не будет. У его технологической экспансии есть и другая сторона. Это можно увидеть на примере Узбекистана, который также приобретал все оборудование для ТЭК в Китае, говорит Воронин. Когда понадобился его ремонт и модернизация - китайские подрядчики (какая неожиданность!) резко взвинтили цены.

Обслуживание китайского оборудование действительно может обходится дороже чем западного, поясняет Масаков. В первую очередь из-за отсутствия навыков работы с ним и необходимости активного привлечения представителей компаний-производителей для проведения ремонта, в том числе с транспортировкой в Китай.

По мнению консультанта "Выгон Консалтинг" Никиты Зотова, этот риск обходится включением последующего сервиса в контракт на поставку, а также частичной локализацией сервисных мощностей в России. Хотя конкурировать с китайской "мировой фабрикой" на поле массового оборудования сложно, считает эксперт. Работа ведется с 2014 года. В 2023 году была согласована дорожная карта развития отечественного оборудования для бурения и добычи углеводородов на суше. Сейчас идет обсуждение выделения субсидии на компенсацию разницы стоимости российской и зарубежной продукции нефтегазового машиностроения. Из конкретных результатов работы в области поддержки отечественных производителей можно упомянуть создание отечественного флота для проведения гидроразрыва пласта, уточняет Зотов.

С точки зрения Воронина, сейчас поддержать отечественных производителей, можно не "нагружая" бюджет. Достаточно установит некий лимит для заказчиков на покупку отечественного оборудования. Это может быть 20-25% от общего объема разыгрываемых на тендерах подрядов. Если посмотреть, сколько преференций имеют китайские экспортеры оборудования и какая масштабная поддержка от государства оказывается им на всех уровнях, это сущая мелочь, считает он.

При этом в Минпромторге отмечают, что стимулирование заказчика использовать российское оборудование уже осуществляется. Квотирование закупок работает для нефтегазовых компаний с государственным участием, действуют запреты и ограничения на закупку определенной иностранной продукции. Сейчас ведомством прорабатываются дополнительные как финансовые, так и таможенно-тарифные меры поддержки российских производителей. Переформатирован подход к работе по импортозамещению. В мае на правительственном уровне создан Координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования, в состав которого входят представители нефтегазовых компаний. Взаимодействие ключевых заказчиков оборудования с производителями на таком высоком уровне, а также в рамках созданных при Координационном совете экспертных группах позволит обеспечить освоение той продукции, которая потом будет гарантирована внедрена в производственные процессы нефтегазовых проектов, считают в Минпромторге.