Приватизацию госимущества могут упростить
Упростить приватизацию государственного и муниципального имущества порекомендовали правительству участники круглого стола на эту тему, который провел Комитет Совета Федерации по экономической политике.
В правовом регулировании приватизации государственного и муниципального имущества имеются еще нерешенные проблемы, отмечается в рекомендациях по итогам "круглого стола" (имеется в распоряжении "РГ").
В этой сфере есть ряд проблем. Так, затраты на оценку приватизируемого имущества в отдельных случаях превышают стоимость самого актива. Органы прокуратуры в ряде регионов, полагая, что акции не относятся к имуществу, оспаривают в суде сделки при продаже акций способом, отличным от продажи их на специализированном аукционе. В законе о приватизации целесообразно скорректировать понятие имущества для целей приватизации государственного и муниципального имущества, считают участники "круглого стола".
В практике нередки случаи, когда предлагаемое к приватизации имущество целесообразно обременить условиями, при реализации которых покупателем обеспечивается достижение целей продавца, направленных на развитие хозяйственного общества в определенном направлении. Наиболее подходящим вариантом в таких случаях является приватизация акций акционерного общества путем продажи на конкурсе. Но при этом у продавца отсутствует возможность определения иных условий конкурса, что значительно снижает для него привлекательность такого способа приватизации.
Возникают сложности в процессе приватизации объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, подлежат приватизации на конкурсе (при условии их обременения требованиями), а объекты недвижимого и движимого имущества, которые не являются объектами культурного наследия, - на аукционе.
При приватизации объекта в виде группы инвентарных объектов, включающей объект культурного наследия в неудовлетворительном состоянии, а также недвижимое и движимое имущество, которое не является объектами культурного наследия (строения, вспомогательные здания, сооружения, объекты благоустройства, навесы, модульные конструкции, емкости, ограждения, бетонные или каменные стены, бордюры, мощения и т. п.) и находится на том же участке, становится неясным, каким способом необходимо осуществлять их приватизацию, а также, необходимо ли осуществлять раздел участка, на котором расположена группа.
Участники "круглого стола" порекомендовали правительству ускорить внесение в Госдуму уже разработанных поправок в закон о приватизации и Кодекс об административных правонарушениях. В них предполагается наделить правительство дополнительными полномочиями в части установления порядка определения начальной цены имущества и повышения штрафа за непредставление или ненадлежащее представление документов и сведений об имуществе, которое предполагается приватизировать. Также предлагается рассмотреть возможность законодательно разрешить применять такие способы приватизации, как продажа имущества на аукционе, на конкурсе, посредством публичного предложения и без объявления цены при продаже акций или долей в хозяйственных обществах.
Предлагается рассмотреть возможность внесения изменений в закон о приватизации, предусматривающие возможность приватизации на конкурсе акций обществ в количестве не менее 50% плюс 1 акция от уставного капитала, наделив собственника такого имущества при его реализации компетенцией самостоятельно определять условия конкурса.
Для повышения инвестиционной привлекательности и эффективности использования участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предлагается рассмотреть возможность сокращения случаев ограничений в обороте участков, находящихся в публичной собственности.
Кроме того, предлагается рассмотреть возможность распространения на самозанятых граждан положений закона о приватизации имущества, находящегося в аренде у предпринимателей, а также уточнить порядок приватизации объектов культурного наследия.
Региональным властям рекомендовано активно выявлять бесхозяйное и выморочное имущество для последующей реализации и приватизации.
Предложенные поправки устраняют узкие места в нормативной базе и систематизируют порядок распоряжения госактивами, создавая стройную систему, которая обеспечит рынку госимущества новый виток эффективного развития, прокомментировал эти предложения член координационного совета, председатель Комитета по торгам "Деловой России" Андрей Степаненко.
В сегодняшней экономической реальности важно актуализировать все лучшие инициативы и практики, способные поднять эффективность отечественного рынка, отметил он. "Сфера распоряжения госимуществом является одной из ключевых в этой работе, - считает он. - Потому что она, с одной стороны, является существенной статьей доходов государственной казны - доходов, которые необходимы для формирования программ социальной поддержки населения, поддержки жизненно важных отраслей экономики. С другой, от того, насколько эффективно государство распоряжается своими активами, зависит множество сфер нашей жизни. Государство и муниципалитеты сохранили за собой огромный пласт имущества, который сегодня необходимо эффективно включать в оборот. Оставшийся в управлении государства бизнес нужно заставить эффективно работать, привлечь туда частные инвестиции, модернизировать для работы в новых условиях, обеспечив рабочие места, доходы для населения, налоговые поступления. Надо провести инвентаризацию и вывести на рынок неиспользуемую недвижимость, чтобы региональные города наконец избавились от депрессивных зон, получили возможность улучшить городскую среду, создали новые современные общественные и бизнес-пространства. Это направление может и должно приносить пользу и государству, и муниципалитетам, и населению. В виде прямых доходов, в виде новых рабочих мест, новых предприятий, инфраструктурных улучшений, налоговых отчислений и пр.". Важно позаботиться именно о доходности этого направления, считает Степаненко. Поэтому, по его словам, "Деловая Россия" не разделяет мнения о необходимости инвестиций в создание высокозатратных информационных систем, в частности, "ГИС торги", разработка которых требует гигантских государственных вложений, а польза которых сложно прогнозируема.