Войти в почту

ФАС присматривается к «Яндекс.Такси»

ФАС признала «Яндекс.Такси» доминирующим на рынке России. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства, отметив, что случаи злоупотребления доминирующим положением являются поводом для проведения анализа экономической обоснованности повышения и принятия мер антимонопольного реагирования. Однако в настоящее время возможные меры реагирования ФАС России ограничены, добавили в ведомстве.

ФАС присматривается к «Яндекс.Такси»
© BFM.RU

Комментирует эксперт по городскому транспорту и такси, администратор канала «БюроИКС. Городской транспорт» Роберт Ян:

Роберт Ян эксперт по городскому транспорту и такси, администратор канала «БюроИКС. Городской транспорт» «С Uber сделка была в 2015 году, на тот момент были еще «Везет» и «Максим», крупные игроки на рынке, никакой монополии «Яндекса» не было даже с приобретением Uber, только в Москве они получили большую долю рынка. Потом «Яндекс» решил купить группу «Везет», ФАС наложила запрет на эту сделку, потому что в этом случае «Яндекс» получил бы монополию в очень многих субъектах. «Яндекс» очень витиевато обошел это ограничение, заключив сделку о покупке якобы грузового сегмента «Везет», но фактически купил всю компанию, то есть нарушил предписание ФАС. А ФАС ничего не сделала в отношении «Яндекса», то есть это вопрос к ФАС, почему она ничего не сделала. А потом уже были объективные изменения на рынке: ушел Gett, ушел Deli, у «Ситимобила» ослабла позиция, потому что к тому моменту «Ситимобил» заключил договор с Gett. Gett ушел и, соответственно, частично потерял рынок и «Ситимобил». Сейчас на рынке есть два крупных игрока. Это такси «Максим», оно очень сильно, оно присутствует за Уралом, и сервис «Яндекс». Но по факту «Яндекс» имеет возможность демпинговать, имеет инвестиционные возможности развивать различные маркетинговые программы. У «Максима» таких возможностей нет, потому что это только сервис такси, а «Яндекс» — это большая экосистема. ФАС фактически сказала, что видят водители и пассажиры: в большинстве субъектов «Яндекс» является практически единственным игроком федерального уровня, который предлагает услуги заказа автомобилей. Для «Яндекса» на данный момент это сигнал к тому, что в случае, если у участников рынка такси, непосредственно у перевозчиков и потребителей, пассажиров, будут существенно нарушаться права, от ФАС может появиться инициатива о том, чтобы преодолеть в отношении «Яндекса» мораторий и провести проверку».

Мораторий на плановые проверки бизнеса был установлен правительством России в прошлом году и продлен на 2023 год. Согласно документу, плановые проверки могут проводиться только на объектах чрезвычайно высокой и высокой категорий рисков.

Московские клиенты «Яндекс.Такси» 27 ноября отмечали, как пишет «Прайм», что стоимость утренней поездки из-за снегопада выросла в 1,5-2 раза. При этом у одних цена поднялась на 150-200 рублей, у других — на 700-900 рублей. Обычно длительная поездка в 40-45 минут в это же время стоит 700-1000 рублей, короткая, около 10 минут, — 200-250 рублей.

В середине октября сообщалось, что в ФАС поступили жалобы от россиян из-за блокировки водителей и пассажиров в сервисе «Яндекс.Такси» за нарушение ими условий оферты.