МФК «Центр финансовой поддержки» неделю не может починить сбой в IT-системах
Сбой в IT-системах крупной микрофинансовой компании «Центр финансовой поддержки» (ЦФП, бренд «Viva Деньги») продолжается уже неделю. Как пишет «Коммерсант», компания объявила о проблемах с доступом ко всем своим сервисам в пятницу, 17 ноября, но к четвергу, 23 ноября, удалось восстановить только возможность онлайн-оплаты займа через сайт или по реквизитам компании.
Доступ к личным кабинетам клиентов по-прежнему не восстановлен, то есть заемщики не могут в режиме онлайн проверить информацию о сумме задолженности и о графике платежей. Полностью не восстановлена и работа кол-центра.
В ЦФП изданию заявили, что «полностью сконцентрированы» на решении данного вопроса и в ближайшее время восстановят возможность получать информацию о размере и структуре задолженности, а также совершать полное досрочное погашение и реструктурировать задолженность. Информация о просрочке по займу из-за сбоя системы, как обещают в микрофинансовой компании, не будет передана в бюро кредитных историй, также не будет начисляться и неустойка.
Согласно «Базовому стандарту защиты прав и интересов получателей финансовых услуг…», суммарная длительность перерывов в работе официального сайта финансовой организации не должна превышать четырех часов в месяц, напоминает эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Алла Храпунова. Закон в данной ситуации также на стороне заемщиков компании: они вправе отказаться от уплаты пени, даже если соответствующих положений в договоре нет, указал адвокат московской коллегии адвокатов «Делоер» Олег Суханов.
Причины сбоя могут быть разные — от отказа оборудования до хакерской атаки, не исключен и человеческий фактор, говорят собеседники издания. «А вот причина длительного восстановления кроется, видимо, в отсутствии резервных экземпляров систем»,— отмечает директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский.
После устранения сбоя компании придется провести колоссальную работу по «разбору завалов», указывают эксперты. Как отмечает Алла Храпунова, «нужно будет тщательно выверить каждого клиента, его платеж, внести корректировки, связаться для уплаты, определить, какую установить дату как новую для уплаты». И этот случай потребует ручного труда со стороны сотрудников, заключает она. По оценке Федора Музалевского, затраты на эти мероприятия могут быть «сопоставимы с годовой прибылью» компании.
МФК ЦФП осуществляла выдачи займов полностью онлайн. Согласно отчетности за девять месяцев 2023 года полная балансовая стоимость (т.е. без учета резервов) выданных микрозаймов оценивалась в 14 млрд рублей. Процентные доходы компании за этот период составляли 4,59 млрд рублей, чистая прибыль — 1,14 млрд рублей.