Российские автопроизводители просят отсрочки на утильсбор за 2024 год
Обновлено в 15:55
Российские автопроизводители просят правительство перенести уплату утильсбора на конец 2024 года. Речь идет о технике, которая будет произведена в 2024 году. Утильсбор за нее должен выплачиваться ежеквартатльно, однако «АвтоВАЗ», КамАЗ и ГАЗ просят отсрочить эти выплаты.
Утильсбор — это разовый платеж на будущую утилизацию техники. Его размер зависит от вида техники, массы, возраста и объема двигателя. Отсрочка платежей действительно необходима автопроизводителям, считает генеральный директор Vector Market Research Дмитрий Чумаков.
Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «В текущей экономической ситуации для российских производителей важно иметь достаточное количество свободных финансовых ресурсов, чтобы реализовывать свои производственные программы и обеспечивать складские пополнения комплектующих в необходимом для производства объеме. Сейчас автомобильная отрасль переходит на измененную модель в плане работы с поставщиками и комплектующими, когда нужно существенно увеличивать те складские запасы, которые у компании есть в наличии. Это необходимо для того, чтобы производство работало бесперебойно, поскольку логистика работает не так эффективно, как она работала ранее, финансовая логистика тоже стала более сложной. Поэтому, чтобы обеспечивать стабильную, бесперебойную работу, компаниям нужны дополнительные денежные средства, которые раньше не были им настолько необходимы, именно для обеспечения стабильного производства. Чтобы компании могли интенсивно заниматься развитием бизнеса, развитием и обновлением модельного ряда, чтобы они могли конкурировать с китайскими компаниями, чтобы поддерживать существенную, достаточную для удержания доли рынка конкурентную борьбу. Самое главное, чтобы эти меры поддержки не привели к эффекту снежного кома, когда обязательства могут стать слишком большими, чтобы они были реалистичными».
Комментирует автоэксперт Артем Бобцов.
Артем Бобцов автоэксперт «Если отсрочку не дать, критичного ничего не будет, но будут дополнительные финансовые неудобства у автопроизводителей. Дело в том, что утилизационный сбор они выплачивают постепенно в течение года, а компенсацию из бюджета за него получают по итогам года, обычно даже в начале следующего. То есть им приходится авансом платить этот утильсбор и потом до года ждать его компенсации. Так они отвлекают оборотные ресурсы и вынуждены привлекать сейчас заемные ресурсы по высоким ставкам, поэтому просят просто перенести дату уплаты, так как они все равно его будут уплачивать. Если им не дадут эту отсрочку, им придется изыскивать дополнительные источники дохода и финансирования уплаты этого утильсбора и отвлекать средства от основной деятельности. Как глава «АвтоВАЗа», например, сказал, тогда они будут резать программу инвестирования. Инвестиция — это жизненно необходимая вещь для любого крупного технологического производства, в первую очередь автомобильного. Инвестиции — это закупки оборудования, технологий и так далее, им придется вместо этого платить утильсбор, а потом сидеть ждать в начале следующего года его компенсацию из бюджета. Так что просьбы достаточно логичные, но отдельно подчеркну, что красной строкой во всех комментариях представителей отрасли проходит то, что ставки по кредитам стали слишком высокими, чтобы они могли привлекать заемные средства при уплате утильсбора, и в данный момент финансово себе это позволить практически не могут. То есть то, о чем мы много раз говорили, что повышение ставок не пройдет безболезненно в целом для всей отрасли, мы сейчас можем это наблюдать уже со стороны автопроизводителей».
Как заявил Максим Соколов, в следующем году расходы «АвтоВАЗа» на выплату процентов по кредитам могут составить около 20 млрд рублей в квартал, поэтому компания нуждается в оборотных средствах. В Минпромторге перенос уплаты утильсбора на конец 2024 года для российских автопроизводителей поддержали.