Сначала Apple и IBM, а затем и Disney, Warner Bros. Discovery, Lionsgate, Paramount и другие — о приостановке рекламы на платформе X (бывший Twitter, заблокирован в РФ) уже объявили компании с общей капитализацией чуть ли не в 4 трлн долларов.
Поводом для бойкота стала серия отчетов американской НКО Media Matters о готовности соцсети зарабатывать на ультраправых блогерах. Организация сообщила, что рекламные посты крупных компаний регулярно появляются на страницах с провокационным или откровенно нацистским контентом, то есть рекламодатели как бы платят Маску за рекламу в аккаунтах любителей Гитлера.
Лучшей защитой миллиардер счел нападение и тут же объявил о «термоядерном иске» против Media Matters. По словам Маска, организация искусственно обновляла страницы радикалов, пока там не появлялась реклама крупных компаний, а на деле большая часть размещений попадает в безобидные ленты. Опасен ли бойкот для X? Рассуждает директор Центра европейской информации доцент МГИМО Николай Топорнин:
Николай Топорнин директор Центра европейской информации, доцент МГИМО «Для него может быть угрозой, если вдруг кто-то начнет серьезно бойкотировать и говорить, что абсолютно недопустимо на платформе X, которая якобы поддерживает какие-то пронацистские лозунги, проводить свою рекламную кампанию, тогда, конечно, платформа Х недосчитается очень существенных денег. Кстати говоря, после того, как компания перешла в руки Илона Маска, по той отчетности, которая была недавно опубликована, стоимость корпорации упала на 55%. То есть с тех пор, как Илон Маск является владельцем этой платформы, она, по сути, подешевела в два раза. Это говорит о том, что управление компанией не является эффективным».
Истоки противостояния левой общественности с Маском восходят к политике Freedom of Speech, not Reach, что-то вроде «свободы слова, а не навязывания», введенной в приобретенной им соцсети. Миллиардер резко смягчил подход платформы к модерации контента, и с тех пор отчеты НКО о процветании там ультраправых идей появляются чуть ли не раз в месяц. Например, по подсчетам Фонда борьбы с антисемитизмом, за минувший год пользователи X более 70 тысяч раз написали фразу «Гитлер был прав».
В антисемитских настроениях не раз уличали и самого Маска — в частности, буквально за сутки до выхода отчета Media Matters. Миллиардер написал комментарий к посту, в котором говорилось о насаждении «еврейскими сообществами» ненависти к белым и о том, что евреи на Западе способствовали «наводнению стран меньшинствами». Реакция Маска: «Ты сказал абсолютную правду».
Правовую сторону вопроса анализирует управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и партнеры», специалист по международному праву Екатерина Духина:
Екатерина Духина управляющий партнер адвокатского бюро «Духина и партнеры», специалист по международному праву «Компания Илона Маска является лицом частного права. Правовое регулирование их деятельности в Соединенных Штатах Америки и в Европе сводилось к минимуму, как в отношении любой иной частной компании. Возможности регулирования деятельности такого рода компаний серьезно ограничены, в том числе в силу свободы слова, которая гарантируется первой поправкой к Конституции США. Призвать кого-либо к ответственности в связи с высказываниями, которые имеют националистический характер, очень непросто. И в прецедентах, которые я в свое время читала, даже если они были связаны с каким-то вызывающим поведением и некоторые из них имели очень глубокий расистский характер, многие судьи принимали решения в пользу ответчиков, как раз с той самой первой поправкой свободы слова».
Проблема для Маска состоит в том, что судьба X будет решаться не судом, а руководством многочисленных рекламодателей соцсети. Как пишет BBC (сайт заблокирован в РФ) со ссылкой на одного из бывших акционеров Twitter, бренды были обеспокоены соседством их рекламы с постами неонацистов и до отчета Media Matters. До покупки соцсети на рекламу приходилось до 90% ее выручки, а теперь, как признал сам Маск, доходы платформы сократились вдвое. Компенсировать потери новый владелец X пытается радикальным сокращением штата компании и введением платной подписки, пока что опциональной, но в перспективе всеобщей.