Вторая индустриализация Саратова. Как власть пиаром и угрозами внедряет новые проекты развития
Немногим более месяца назад губернатор Роман Бусаргин трижды скороткими интервалами обратился кнароду спосланиями, названными «Оразвитии Саратова», части 1, 2 и3.
Два первых послания, так ибудем называть посты вТГ-канале главы региона, касались перемен, вобщем-то, локальных, задевающих интересы относительно небольших групп населения, проживающих, кихнесчастью, вместах, которые попали под каток саратовского благоустройства.
Привокзальная площадь
Первый микрорайон— это Привокзальная площадь, нотам благоустройство столкнулось сробким, новсе-таки сопротивлением градозащитников. Один издомов, предназначенных ксносу, оказался памятником культурного наследия, одним изнемногих образцов саратовского конструктивизма. Планы затормозились, потом Вячеслав Володин, аименно он(ктоже еще?) был инициатором этого и других проектов, предложил градозащитникам «вписать» дом впланы реконструкции. Наэтом разговоры пока затихли, только где-то мелькнула реплика, что реконструкция площади находится встадии обсуждения, что означает, ужпростите, никоня, нивоза.
Губернаторский пост наэту тему интересен двумя моментами. Момент первый— признание того, что «автомобильное движение вокруг него (вокзала— Ред.) неудобно исправедливо вызывает критику». Да, это так, нокритику схема движения наплощади вызывает смомента еевнедрения в2018 году. Кто только тогда ниругал ее— общественники, депутаты, водители. Нозапять лет ничего сделано небыла. Возможно, потой причине, что схему разрабатывали урбанисты из«Стрелки», авСаратов ихпригласил, как тогда отмечали, Вячеслав Володин.
Момент второй: уже вэтом послании начались поиск иобвинения несогласных. Конечноже, это проклятые «коммерсы»— коммерсанты.«Знаю,— пишут отимени губернатора его спичрайтеры,— что поповоду предстоящей реконструкции есть напряжение, что активно обсуждается всредствах массовой информации. (Чем это плохо? —Ред.) Его восновном создают владельцы коммерческих объектов, расположенных напервых этажах жилых зданий. Такие торговые точки являются отголосками 90-х годов, они устарели и, откровенно говоря, неотвечают требованиям современного икомфортного города».
Что интересно, «коммерческие объекты, расположенные напервых этажах» повсему центру, даивообще повсему городу, воспринимаются нормально, кроме вывесок навражеском языке. Новот именно наПривокзальной площади магазины икафе вдруг стали «отголосками 90-х годов», самого ужасного времени внашей стране, если верить некоторым ораторам. Надо полагать, большинство этих объектов расположено всобственных помещениях, авРоссийской Федерации «Никто неможет быть лишен своего имущества иначе как порешению суда»— статья 35 Конституции страны. Однако квопросу отношения наших властей еще придется вернуться.
Набережная
Вторая часть саги «Оразвитии Саратова» посвящена нашей гордости— самой протяженной набережной наВолге. Начинается лирично: «Такой особенной, завораживающей широтой Волгой могут похвастаться далеко невсе, однако долгое время этот факт почему-то небыл поводом для гордости». Увы, нопридется поправить лирично настроенных спичрайтеров, широта— это расстояние отэкватора померидиану, выражаемое вградусах. Саратов иВолга угорода расположены на51-м градусе северной широты, икак этим фактом хвастаться— несовсем ясно. Применительно креке нарусском языке говорят— ширина. Врайоне Саратова ширина Волги три споловиной километра, ауРовного— двенадцать. Тоесть, ужителей районного центра поводов для гордости почти вчетыре раза больше.
Номыупомянули пассаж онабережной вовсе недля того, чтобы придираться ксловам. Дело втом, что научастке набережной, назначенной креконструкции, расположены «нетолько производственные заброшенные идействующие здания, которые портят общий вид, ноиотдельные частные дома, жители которых сейчас переживают засвое будущее. Подчеркну, защита ихзаконных интересов при комплексном развитии набережной— приоритет органов власти. Каждый изних получит компенсацию сучетом очевидных реалий ироста цен нанедвижимость вцелом. Покаждому случаю будем работать индивидуально, иникто неостанется сосвоими проблемами один наодин».
Небудем интересоваться, знаютли власти, сколько стоит средний коттедж уВолги? Уверенно можно ответить— около 20 миллионов, если небольше. Пример тому коттедж мэра Лады Мокроусовой. Ноон, ксчастью для градоначальницы, невтом месте расположен. Потянутли реконструкторы набережной такую сумму «сучетом очевидных реалий ироста цен нанедвижимость»? Обещание никого неоставить один наодин спроблемами было, слов оравноценной замене или компенсации непрозвучало. Да, икогда владельцы недвижимости непришли ввосторг отпредлагаемой перспективы, власти заговорили совсем другим языком.
Все было сделано согласно правилам политической науки. Первой возмущенный голос подняла общественность. Навстрече соспикером Госдумы общественник Александр Бернадский заявил, что натерритории, прилегающей кнабережной, есть промышленные зоны, которые ранее находились вгосударственной собственности, азатеммогли быть незаконно захвачены.Могли быть— неплохая формулировка для имущественных споров. Ипотом— откуда ветеран авиазавода может знать обэтом? Ноэтим вопросом никто незадался.
Зато Володин заявил, что информацию отом, что ранее находившиеся вгоссобственности промзоны нанабережной попали вчастные руки незаконно, проверит прокуратура иРосимущество. Если потребуется, тобудет создана рабочая группа нафедеральном уровне. Неплохой такой замах. Если факты подтвердятся, это грозит уголовной ответственностью тем, кто пытается нажиться нагоссобственности. «Значит, кто-то просто хочет погреть руки наэтой собственности иположить себе вкарман. Мне становится понятным, откуда идет оголтелое шельмование этих проектов развития»,— отметил Вячеслав Володин.
Есть наблюдение: представители нашей власти— люди далеко небедные— почему-то очень нервничают, когда видят деньги вчужих руках, сразу включают лексику времен военного коммунизма. «Погреть руки», «положить себе вкарман», «нажиться». Кесарю— кесарево, слесарю— слесарево, так выходит?
Вячеслава Володина предсказуемо поддержал губернатор. «Сегодня направил вобластную прокуратуру официальное обращение спросьбой проверить возможные факты незаконной передачи вчастные руки промышленных участков, находившихся вгосударственной собственности, врайоне набережной Саратова… Если кто-то действительно пытается нажиться нагоссобственности, данные факты должны жестко пресекаться врамках закона»
Битва вЗолотой долине (Столыпинский индустриальный парк)
Далее— Столыпинский индустриальный парк. Для краткости будем использовать аббревиатуруСИП. Звучит неочень благозвучно, ноименно так изображено наэмблеме парка.
Вообще-то сип белоголовый— крупная хищнаяптицарода грифов семейства ястребиных, падальщик. ВРоссии живет наКавказе. Ноэто так, кслову.
Изтрех проектов развития Саратова именно СИП вызвал самые ожесточенные дискуссии. Камнем преткновения стала экология. Противники— жители пяти близлежащих поселков имногие неравнодушные горожане— уверены, что строительство парка погубит Золотую долину— живописную местность скаскадом прудов. Власти убеждают вобратном: «Знаю, что многие скептически относятся кэтому, нохочу поставить точку вобсуждении— парк будет отвечать всем экологическим стандартам. Это принципиальная позиция иобязательное требование кплощадке, атакже будущим резидентам. Никаких уступок наэтот счет небудет. Более того, проектом предусмотрено нетолько сохранение прилегающих прудов, ноиорганизация там мест отдыха»,— пишет губернатор.
Ктоже прав? Аникто пока неправ. Никто уверенно неможет сказать, какие именно предприятия будут расположены вСИП. Да, губернатор уверенно пишет: «Уже определен предварительный список резидентов, которые планируют зайти наданную территорию. Среди них швейное иупаковочное производство, электроника, счистой сборкой без химических выбросов». Прекрасно, нонельзяли предъявить список инвесторов?
Совсем недавно Роман Бусаргин такой уверенностью необладал. Вего третьем послании есть такой пассаж: «НаПетербургском экономическом форуме встречался спотенциальными резидентами, все они говорят, что при выборе региона, куда готовы вкладывать деньги, зачастую отдают предпочтения тем, где есть такие площадки, как индустриальный парк».
Обратите внимание навесьма осторожные обороты: «потенциальные инвесторы», «зачастую отдают предпочтение». Недобавляет уверенности ибодрый рапорт организации непосредственно отвечающей застроительство парка. «Навозведение Столыпинского индустриального парка Саратовская область получит более 4,5млрд рублей отинвесторов». Вцентре развития саратовской агломерации ииндустриальных парков сообщили, что уже подписано более 20 соглашений онамерениях инвестировать.
Люди, знающие современную нашу экономику, прекрасно понимают, что договор онамерениях вовсе нетот документ, который обязателен для выполнения. Зачастую это может быть просто повод для банкета или фуршета. Помнится, бывший губернатор Радаев после возвращения сСочинского экономического форума традиционно докладывал именно отаких договорах. Поинтересуйтесь, что изобещанного сбылось?
Ситуация, когда корпуса строятся, нонеизвестно, кто ихзаймет, неявляется чем-то необычным. Хотя раньше такое было трудно представить. Моглоли быть такое, чтобы встепи под Сталинградом сначала построили заводские корпуса, апотом бырешали, какой завод здесь разместить— автомобильный или тракторный. Носейчас структура производства другая. Уже нет гигантов, которыебы, например, собирали автомобиль полностью сами— начиная сболта изавершая готовым изделием. Сейчас любое крупное предприятие влюбой стране получает комплектующие детали отсотен средних ималых поставщиков.
Если сэтой точки зрения рассматривать СИП, товозникают вопросы. Например, трудно предположить, что какое-то извозможных предприятий СИП будет сотрудничать сАвтоВАЗом. Во-первых, далеко. Во-вторых, сам завод занимается сейчас интересными делами, иникакие комплектующие детали ему ненужны. Еще виюне этого года «АвтоВАЗ» провел церемонию торжественного старта производства новых кроссоверов Lada X-Cross 5, новпродаже машина так инепоявилась. Подназванием X-Cross 5скрывается китайский кроссовер FAW Bestune T77, укоторого оригинальный логотип заменен нашильдик Lada. Ноиэто невышло, потому что китайские партнеры испугались санкций.
Следующий вопрос кадептам СИП— рабочая сила, откудаона? Вдачных поселках рабочих ненаберешь. Там есть швейная фабрика «Жасмин», которая, судя пообъявлениям, ищет нанеплохую зарплату сотрудников иненаходит. СИП будет расположен нанесамой ближней окраине старого Саратова. Возить туда рабочих— дополнительные расходы для предпринимателей.
Один изосновных козырей противников парка: почему возможные предприятия нерасположить впустующих корпусах прежних промышленных гигантов Саратова? Дело втом, что хотя производств там нет, это незначит, что производственные площади никому непринадлежат. Как раз наоборот, каждый метр там давно куплен-перекуплен, сдан варенду или взалог. Конечно, власти моглибы применить тотже подход, что икжителям прибрежной зоны между Второй Садовой иХрамовым взвозом. Тоесть направить запросы впрокуратуру иРосимущество. Нопочему-то неделают этого, возможно, потой причине, что эти пустующие квадратные метры принадлежат дорогим власти людям.
Теперь приведем еще один аргумент властей. Губернатор пишет: «Есть очень важный плюс идля бюджета— налоговые отчисления. Дополнительные средства можно будет направить нареализацию наших региональных программ поремонту школ, детских садов, настроительство медицинских учреждений имногое другое».
Заглядываем вналоговый кодекс ивключаем калькулятор. Налог наприбыль организаций: ставка составляет 20 процентов. 3 процента поступают вфедеральный бюджет, 17— врегиональный. Нооприбыли пока говорить преждевременно.
Налог наземлю идет муниципалитету. Вобластной бюджет будут перечислены транспортный налог— неочень большая сумма, иналог надоходы физическихлиц. Предположим, что заработают все двадцать два предприятия, предположим также, что накаждом будут работать посто человек, ивсреднем они будут получать по50 тысяч вмесяц. Средняя зарплата напромышленных предприятиях области в2022 году составляла 49,5 тысяч рублей. Путем нехитрых подсчетов получаем 14,3 миллиона вмесяц, вгод соответственно— 171, 6 миллиона. Нообласти достанется 85 процентов отэтой суммы, остальные 15 пойдут вбюджет города. Итого региону остается 146 миллионов. Пусть сумма иусловна, носмотрится внушительно.
Однако можноли натакие деньги построить детский сад, медицинское учреждение имногое другое, как мечтает Бусаргин? Сомнительно. Ктомуже надо незабывать, что напроведение газа, электричества иводы, водоотведение иканализацию уже взят бюджетный кредит насумму 834 миллиона рублей. Небудем гадать— хватитли этих денег. Но, например, подсчитанной нами условной суммой НДФЛ этот кредит придется гасить пять лет слишним. Аужпотом— садики, школы идругие добрые дела. Кстати, еслибы индустриальный парк разместили водном изнеработающих предприятий, кредита наподведение коммуникаций можно было избежать или обойтись меньшей суммой.
Высокое умение говорить слюдьми
Губернатор направил общаться снародом мэра Ладу Мокроусову иминистра инвестиционной политики Александра Марченко. Нельзя сказать, что это был удачный выбор.
Запомнились эти встречи фельдфебельским окриком Мокроусовой: «Несмейте сомной так разговаривать»! ивзаимными обещаниями обратиться всуд. Мэр обвинила своих оппонентов вклевете, тевсвою очередь обвинили еевоскорблении. Министр Марченко вообще ничем незапомнился.
Участие вдискуссии депутатов тоже нельзя назвать успехом. Александр Ванцов заявил, например: «Кто выступает против, тевраги»! Отважен был всвоем ТГ-канале депутат Роман Чуйченко. Никого неубоявшись, онназвал протестующих маргиналами изтрущоб. Потом тамже опубликовал стишок, оскорбляющий одну изактивисток. Стишок показал только одно: поэзия иЧуйченко— явления взаимоисключающие.
Промолчал, как это нистранно, председатель ОПБорис Шинчук— один раз только написал ничего незначащий пост всвоем канале. Ичем-то напомнил Михаила Самуэлевича Паниковского. Помните, в«Золотом теленке» Бендер спорит сксендзами орелигии. Дело происходит впивной. Так вот: «Паниковскийпилнаравне совсеми, нообоге невысказывался. Оннехотел впутываться вэто спорное дело». Так иШинчук. Нооказывается, Борис был занят важным делом— готовился кполучению премии «Гордость нации». Можно много написать оподобных премиях, которые, как правило, требуют денежных вложений, можно изучить личный вклад этого господина «вэтнокультурное развитие иукрепление единства народов». Можно, наконец, поинтересоваться судьбой авиакомпании «Победа», которую обиженный Шинчук призывал закрыть. Нонебудем пока, выскажем только личное мнение: очень жаль нацию, гордостью которой стал Шинчук.
Понятно, что неумение наших властей говорить слюдьми может вызвать только горькую иронию. Нотеперь федеральный центр ставит перед регионами новые KPI. Они будут ориентированы напостроение эффективной системы реагирования навозникающие вызовы иконфликты. Боюсь, этот экзамен вСаратове уже провалили.
Взлеты ипадения предыдущих индустриальных парков ипрочих агломераций
Потенциальные инвесторы, которых так ждет губернатор Бусаргин, люди отнюдь ненаивные. Прежде чем вкладывать куда-то свои деньги, они обязательно поинтересуются некоторыми особенностями региона. Например, как там развиваются индустриальные, агропромышленные ипрочие парки, кроме парков культуры иотдыха, естественно.
Два-три клика компьютерной мышкой, иперед ними предстанет вся история взлета ипадения подобных агломераций.
Декабрь 2014 года. Насовете поинвестициям при губернаторе Саратовской области Валерии Радаеве рассматривали заявки управляющих компаний индустриальных парков нагосподдержу.
Группа компаний «Букет» презентовала свой индустриальный (промышленный) парк. Вице-президент ГККирилл Семенов рассказывал опроекте создания частного индустриального парка «Тролза» (г. Энгельс), набазе которого планируется создание площадки посбору, модернизации иремонту автобусов итроллейбусов.
При этом у«Тролзы» есть 180 тысяч квадратных метров свободных земель, которые планируется сдавать варенду другим предприятиям. Тем самым производственная площадка действующего (натот период) троллейбусного завода превращается виндустриальный парк. Всписок резидентов индустриального парка «Тролза» хозяева промплощадки вписали сам завод ЗАО«Тролза», ООО«Тролза-Маркет», ООО«Тролза-Электро», ЗАО«Инвестиционная транспортная компания», ООО«Сфера-Композит» иООО «Лидер». Тогда планировалось привлечение еще четырех резидентов— «Бош», «Спецавто», «Кронида» и«Терра Плюс». Кирилл Семёнов сообщил тогдаже, что к2018 году резидентов будет неменее 35.
Это были планы, теперь ореальности. Вфеврале 2020 года Министерство экономического развития Саратовской области обратилось вАрбитражный суд региона сиском кАО«Управляющая компания Частный промышленный парк ТРОЛЗА». Чиновники требуют отответчика выплатить им5,7миллиона рублей.
Летом 2019 года региональное минэкономразвития уже обращалось сиском ктомуже ответчику. Тогда ведомство через судпланировало взыскать суправляющей компании571 тысячу рублей.
Чиновники объяснили, что в2018 году министерством экономического развития области спривлечением федеральных средств была предоставлена субсидия управляющей компании частного промышленного парка вразмере 5,7 миллиона рублей нареконструкцию производственных площадей парка для привлечения субъектов малого исреднего предпринимательства вкачестве резидентов. При этом компания должна была выполнить ряд показателей, ноэто небыло сделано.
В2022 году вотношении управляющей компании введено наблюдение. Онамерениях его банкротить в2021 году обращалисьНВК-банкиТД«Тролза».
Всентябре здания иправо аренды участка под технопаркомбыли выставлены напродажу. Наего сайте последние новости датируются 2019-м годом.
Еще изпланов 2014 года. ВБалакове собирались создать агропромышленный парк «Волжский терминал». Пословам руководителя проекта Михаила Давыдова, агропромышленный парк будет сосредоточен напереработке сельскохозяйственного сырья, хранении исбыте зерновых ибобовых культур.
У«Волжского терминала» тоже нашлось, кого посчитать вкачестве резидентов. Свою деятельность натерритории парка осуществляют четыре предприятия— «Волжский терминал», «ТДЯнтарный», «ТДВолжский» и«Мельница». До2018 года, как обещал Давыдов, количество резидентов должно было увеличиться вдвое.
Сейчас «Волжский терминал» находится встадии банкротства.
Еще был индустриально-логистический парк «Лидер»вСаратове. Этот сам ушел вбанкротство. Компании, ранее принадлежавшие основателям саратовского инновационного логопарка «Лидер», поменяли подданство. Теперь ихсобственниками значатся компании, зарегистрированные вВеликобритании инаКипре. При этом две компании изпула «Лидера»— ООО«Лидер»иООО «Лидер-плюс»,заявили осамобанкротствевапреле 2021 года. Обязательства первой составляли натот момент 205,5 миллиона, авторой— 260,2 миллиона рублей.
Еще был технопарк Almaz Digital наулице Кутякова (бывшие корпуса института измерительной аппаратуры). Название, конечно, придется сменить накакое-нибудь русское родное, атогордума начнет сердиться. Сейчас парк закрыт, компаний-резидентов впомещенияхнет. Зато там можно провести совещание сучастием областных депутатов иминистра Александра Марченко. Онпояснил депутатам, что «промышленный парк [как общая площадка] позволит развиваться ималым, икрупным предприятиям. Технопарк— это офисные помещения, это общение, совместная экосистема высокотехнологичных компаний».
Красиво сказано— «совместная экосистема», ночем это отличается отобычного офисного центра, каких десятки,— министр непрояснил.
Прочитают подобные истории потенциальные инвесторы ипризадумаются: что это заместо такое, где никакие парки неприживаются?
Нонаши власти, отринув мрачное прошлое, устремлены всветлое индустриальное будущее.
Вюжной части Саратова планируют построить новый промышленный парк «для реализации крупных инвестиционных проектов». Обэтом сообщила пресс-служба губернатора. Там будут работать крупные промышленные предприятия. «Обязательное условие— каждое новое предприятие должно отвечать современным требованиям экологической безопасности. Этот вопрос всегда будет вприоритете»,— заявил губернатор. Новый парк может появиться натерритории Гагаринского или Заводского районов.
Возникают все теже вопросы: какие конкретно льготы будут установлены для инвесторов— налоговые послабления, фиксированные тарифы, где будут искать рабочие руки, накаком участке планируют строить индустриальный парк, тамже кругом дачные поселки, накакие средства будут подведены коммуникации? Много разных вопросов, ноответов пока нет.
Вторая индустриализация области продолжается. Пока восновном— вречах ивпостах втелеграм-каналах.