"Норникель" отмечает возврат ушедших в 2022 году клиентов к переговорам о закупках
МОСКВА, 8 ноября. /ТАСС/. "Норникель" отмечает возвращение к переговорам о закупке металлов части клиентов, ушедших в 2022 году, заявил директор департамента по работе с инвесторами компании Михаил Боровиков.
"Сейчас мы видим, что некоторые из тех, кто перестали покупать у нас в прошлом году, снова к нам приходят и говорят: "А может быть, подумаем про 2024 год?" То есть ситуация здесь начинает становиться менее конфронтационной, менее жесткой", - сказал он в ходе вебинара "Атона".
По словам Боровикова, география продаж "Норникеля" кардинально изменилась, значительная часть европейских поставок была перенаправлена в Азию. "Если раньше на Европу приходилось более 50%, а на Азию - четверть (продаж), то сейчас ситуация поменялась диаметрально противоположным образом: теперь на Европу приходится четверть всех продаж, а на Азию - половина. При этом продажи в России и СНГ немного выросли, в Северной Америке - сохранились", - пояснил он. Представитель компании отметил, что падение продаж в Европе происходит не столько из-за самосанкций, сколько из-за сокращений потребления российских металлов в Европе и деиндустриализации.
О заинтересованности в СП
Боровиков также сообщил, что "Норникель" заинтересован в создании в России новых совместных предприятий (СП) по переработке, а не в приобретении новых активов. "Скорее, мы смотрим на разные СП внутри России. Как показала практика, России очень не хватает downstream (переработки): если у тебя существует риск закрытия твоих традиционных рынков от сырья, логически из этого вытекает, что надо развивать downstream внутри страны. Нам было бы интересно смотреть именно в этом направлении. Точно мы не хотим покупать новые активы разрозненные, потому что нет смысла распылять менеджерский фокус", - сказал он.
О долговой нагрузке
Говоря об уровне долговой нагрузки компании, Боровиков отметил "драматически возросшую" стоимость заимствований и снижение комфортного для компании соотношения уровня долга к EBITDA до 1,5 с 2,0.
"Исторически мы всегда говорили, что все, что ниже 2 (соотношение долга к EBITDA), для нас будет комфортно, и это некий бенчмарк для нашей отрасли. Сейчас ситуация изменилась, стоимость заимствований драматически возросла. Если раньше компания могла выпустить еврооблигации, синдицированный кредит, со ставкой 4-5% в долларах то сейчас это невозможно, и вы уже увидите в нашей отчетности, как начали расти наши расходы на обслуживание долга, потому что ставки сильно выросли. В этих условиях хотелось бы иметь долг не ниже 2, а ниже 1,5", - сказал он.
При этом представитель компании отметил, что текущий уровень соотношения долга к EBITDA на уровне 1 комфортен и позволяет выплачивать дивиденды.