Войти в почту

УАЗ повысил цены на свои автомобили на фоне подорожания логистики

Автоконцерны пожаловались Минпромторгу на нехватку автовозов и водителей из-за проблем с логистикой, пишет газета «Ведомости». Так, Ульяновский автозавод, входящий в «Соллерс», с 1 ноября ввел частичную компенсацию стоимости доставки автомобилей до дилерских центров в размере 50 тысяч рублей, говорится в сообщении компании. Это было сделано в связи с «резким и неуправляемым» увеличением тарифов на логистические услуги по доставке готовых машин по России во втором полугодии 2023 года. Говорит заместитель редактора отдела индустрии газеты «Ведомости», обозреватель по авторынку Денис Ильюшенков:

УАЗ повысил цены на свои автомобили на фоне подорожания логистики
© BFM.RU

Денис Ильюшенков заместитель редактора отдела индустрии газеты «Ведомости», обозреватель по авторынку «Российский авторынок в последнее время показывают большую волатильность. В прошлом году из-за СВО было сильное падение по легковому сегменту. В этом году рост, рынок потихоньку отыгрывает то падение, которое было. До этого был коронавирус, опять же, было снижение с более плавным восстановлением. Бизнес, который обслуживает автопром, отрасль, логистически не успевает так быстро подстраиваться под текущие реалии. В связи с этим, как говорят эксперты, произошло следующее — в период коронавируса, когда на авторынке был спад, многие игроки частично избавились от автомобильных прицепов, которые загружают готовые автомобили, их продали либо в третьи страны, либо другим игрокам. Некоторые компании ушли с рынка, потому что не было автомобильного производства, не было работы. Еще был кризис компонентов, связанный с микрочипами, это тоже сыграло свою роль. Сейчас мы подошли к такому моменту, когда рынок демонстрирует взрывной рост, техники для перевозки машин не хватает. Понятное дело, что каждый из хозяйствующих субъектов решает задачу по-своему. Например, у многих дилерских холдингов есть свои компании по перевозке автомобилей. У них с этим проблем меньше. У автопроизводителей, как правило, таких аффилированных компаний нет, и они пользуются услугами сторонних перевозчиков, с которыми пытаются договориться. Сейчас «АвтоВАЗ» говорит о том, что с начала года стоимость перевозки автомобилей выросла примерно в три раза. УАЗ говорит о том, что во втором полугодии, где-то с июля по сентябрь, стоимость перевозки машин в среднем по России выросла от 50 тысяч до более 100 тысяч рублей. И в какой-то момент компании уже не могут сохранять эти затраты на себе и, соответственно, перекладывают их на покупателей. Еще одним аспектом этой истории является то, что, помимо автовозов, не хватает водителей этих автовозов. Это отраслевая логистическая проблема последних лет, тоже многофакторная, не хватает водителей большегрузов, не только тех, которые возят автомобили, но и в принципе всех. Крупные машины способны перевозить несколько тонн грузов, и пока решения нет».

Ситуация с доставкой автомобилей в дилерские сети действительно стала крайне напряженной, говорит директор направления «Авто с пробегом» автомобильного холдинга «Максимум» в Санкт-Петербурге Александр Кустов:

Александр Кустов директор направления «Авто с пробегом» автомобильного холдинга «Максимум» в Санкт-Петербурге «То, что дистрибьюторы повышают цены и перекладывают логистические издержки на своих дилеров, нам на 100% этого не ощутить, потому что, если мы сталкиваемся с повышением стоимости на новую машину, нам не объясняют, за счет чего состоялось это повышение. Поэтому вполне допускаю, что, учитывая то, что за последнее время были повышения, что часть как раз связана с ростом логистических издержек. Почему мы еще так уверены в том, что действительно стоимость логистики стала выше? Мы это прямо своей кожей чувствуем применительно к автомобилям с пробегом, мы занимаемся выкупом автомобилей в разных регионах, в частности часть автомобилей покупаем в Москве, и за последние несколько месяцев стоимость перевозки очень сильно возросла. Нам стало очень тяжело находить партнеров для перевозки автомобилей, и те партнеры, с которыми мы работаем, все как один заявили о повышении цен. Некоторые повысили цены аж в полтора раза. Поэтому абсолютно точно можно сказать, что сейчас есть проблема, связанная с дефицитом логистических мощностей, что обусловливает сложность доставки автомобилей в разные регионы. И перевозчики этим активно пользуются, поднимают свои тарифы. Я допускаю, что у каждого дистрибьютора может быть своя практика, те дистрибьюторы, с которыми мы работаем, если у них возникают какие-то дополнительные логистические издержки, связанные с доставкой автомобилей, они могут увеличивать отпускную стоимость для дилерской сети. То есть мы начинаем в какой-то момент платить больше за автомобиль, и часть этой себестоимости — это как раз повышение логистических кастов. Но я не слышал про такую практику по нашим брендам, чтобы дистрибьютор выставлял, например, два прайса — один с учетом стоимости доставки, второй без».

В УАЗе отмечают, что сумма компенсации будет учитываться в прайс-листах дилеров марки, но формально рекомендованная розничная на их автовозы будет прежней. У покупателей остается возможность заказать модель через сайт компании без надбавки, но тогда придется самостоятельно забирать машину через заводского дилера марки в Ульяновске. Срок ожидания автомобиля может составить от трех до шести месяцев с момента размещения заказа.