Как построить бизнес, чтобы он не прогорел
Предприниматель, основатель amoCRM Михаил Токовинин в подкасте Александра Соколовского поделился уникальным опытом и рассказал о том, как сегодня построить бизнес так, чтобы он точно не прогорел.
Оценки, бунт и бизнес
В семье Михаила родители — выпускники МГУ, а старший брат учился в Гарварде. Тем временем будущий бизнесмен закончил школу с единственной пятеркой по физике.
«Я в 11 классе был худшим учеником в школе. Меня еле выпустили из школы и я с трудом поступил на платное в МАДИ. Но потом родители сделали правильное решение: они уехали. Потом брат поступил в Гарвард и я остался один. Концерт окончен. Зрители уехали. Это был просто бунт».
Михаил считает, что именно доля протеста сподвигла его заниматься бизнесом.
«Бизнес умные люди не делают, они идут в науку. Бизнес — это про бунтарство. Самостоятельность, тщеславие, амбициозность — эти черты характера могут сделать человека успешным, как и наркоманом».
Про кризис, риски и стратегию в условиях неопределенности
В ситуации, когда рынок резко меняется, бизнесу сложно сохранять равновесие и в принципе оставаться на плаву. Даже такие крупные бренды как Додо, SkyEng, которые всегда ставили на устойчивое развитие бизнеса, а руководители вкладывали каждую копейку в развитие претерпевают определенные трудности. Вот, что об этом думает Михаил:
«Бизнес — это не спринт, а марафон. Работать в прибыль и работать в капитализацию — это разные навыки. Да, сейчас ставка тех, кто работает в прибыль сыграла лучше.
Но непонятно, как оно будет через пару лет: у бизнес-гонки нет конца.
Работать в прибыль менее рискованно и менее прибыльно, в то время как работать на капитализацию, IPO и продажу — более рискованно и более прибыльно. Баланс риск-профит всегда работает».
Формула предпринимательского успеха amoCRM
Михаил отметил, что самая важная связка навыков для предпринимателя это менеджмент и продажи.
«Самый высокооплачиваемый навык на земле — навык управлением людьми. Ты не можешь построить бизнес без навыков менеджмента. Недостаточно быть хорошим предпринимателем. Пока ты не построишь систему вокруг своей прекрасной предпринимательской идеи — ничего не выйдет. Если получиться проскочить и у тебя под рукой окажется хороший менеджер — здорово. Но такое случается очень редко».
Продажи — неизменный компонент успешного бизнеса, которого боятся как в России, так и в Америке.
«Я плохо продавал и убегал от продаж. Ты все время продаешь — компанию сотрудникам, инвесторам, контрагентам, себя инвесторам. Если ты умеешь продавать и у тебя есть менеджмент — ты точно добьешься успеха. Идея в бизнесе — только мультипликатор.
Продажи везде одинаковые. Нам везде цинично впаривают товар. Инструменты манипуляции и дешевых приемов везде одинаковые. Такая тенденция — наследие десятилетий дефицита. Тенденция “продавать нужно только плохой товар” закончилась в 2008.
Продавать нужно все и делают это через манипулятивные механики просто потому что они хорошо работают. Пока я продаю товар не в кредит — это абсолютно этично».
Качественный продукт или хороший маркетинг
На вопрос, что важнее — качество или маркетинг, предприниматель даже не задумывался.
«Любой товар начинается с чистой технологии. Пока ты единственный на земле делаешь какой-то продукт — тебе не нужен маркетинг. По мере развития продукта его ценность начинается снижаться: и вот тут уже на ведущую роль выходит маркетинг. Любой продукт проходит путь от инновации до шаблона. из продукта в маркетинг.
Маск гениален и уникален в том, что он делает продукт настолько же гениальным, как и продвижение. Но стратегия везде одинаковая. В конечном итоге даже Тесла — спор ботаников и плохих парней за красивую девочку.
Продажи — это всегда про твою роль в обществе».
Как успешно начать бизнес и при чем здесь тренды
Михаил, как и многие другие предприниматели, до того, как прийти к amoCRM, начинал с провальных и не самых успешных проектов. Вот, что он посоветовал молодым предпринимателям в нынешних условиях.
«Когда ты маленький — ты должен найти тему, которая маленькая, но перспективная. Для этого нужно понимать тренды. Это самое сложное. Если профессионал устал от продукта, а массовый потребитель еще о нем не знает — можете готовится к новому тренду».
Как сделать бизнес глобальным
Михаил рассказал о пути компании из американской в российскую и почему именно такой подход помог бизнесу выйти за рамки и стать глобальным.
«Я начал в США. Я все сделал правильно, но у меня не получилось. Оказалось, что там тяжело. Здесь легче. Я сразу решил делать глобальную компанию. Потом я уже сказал «в России миллион заработать легче, а миллиард — в США». Стартовать легче в России.
Но емкость рынка очень маленькая, тебе нужно все уметь и всем нравиться. И действительно, если ты фокусируешься на российском рынке — твой продукт меняется под специфические запросы.
Поскольку мы начали в США, нам во многом удалось избежать особых черт российского бизнеса и оставаться глобальной компанией, добиваясь первых миллионов в России».
Но для того, чтобы делать бизнес за рамками страны, недостаточно пересечь границу.
«Если сидишь в Калифорнии и читаешь РБК — ты не в Калифорнии. Чтобы создать глобальный продукт, нужно быть глобальным чуваком. И, благодаря интернету, можно стать глобальным не выезжая из своей деревни».