Эксперты обсудили достижения технологического суверенитета России
Концепция технологического развития России до 2030 года, принятая в мае этого года, призвана обеспечить в стране ускоренное развитие научных, кадровых и инженерных компетенций. А для этого уже сегодня следует позаботиться о будущих кадрах. Кто будет обучать студентов вузов и колледжей? Какие компетенции потребуются через несколько лет, и как минимизировать разрыв между профессиональным образованием и требованием компаний в энергетике? На эти и другие вопросы постарались найти ответ участники сессии "Научно-технологическое развитие и цифровая трансформация. Интеграция знаний и технологий как фактор развития ТЭК России". Модератором дискуссии выступил генеральный директор Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Кулапин. Интеграция науки и бизнеса Сегодня корпорациям не хватает глубокой интеграции вузовского, послевузовского профессионального образования с необходимыми для работы компетенциями и требованиями, заметил в своем выступлении Сергей Мачехин, заместитель генерального директора по проектному инжинирингу, устойчивому развитию и международному сотрудничеству "Русгидро". "Сегодня мы немножко обособлены друг от друга. Безусловно, огромное внимание, на мой взгляд, нужно уделить такому сегменту взаимодействия между фундаментальной прикладной наукой и потребителем, как реинжиниринг существующих технологических процессов", - отметил эксперт. По его словам, большинство компаний, уже потративших большое количество денег и времени на выстраивание своих профессиональных производственных систем, находятся в некоей профессиональной изоляции. Это означает, что для вузов должна быть создана программа по обучению новых специалистов, для которых процесс производственного инжиниринга стал бы основной профессией. Операционный директор энерго-металлургического холдинга Эн+ Михаил Хардиков обратил внимание, что главное - не упустить этап, на котором начинается интеграция знаний и компетенций будущих специалистов. Компания уделяет большое внимание формированию кадрового резерва и вовлечению в отрасль с юных лет. По словам топ-менеджера, при выборе будущей профессии ключевым мотиватором для молодых людей сегодня являются не зарплата и дополнительные блага, а интересные задачи, перспективы и дальнейшая карьера. "Поэтому, конечно, начинать (заинтересовывать молодежь - примечание "Газеты.Ru") надо как можно раньше, и мы это делаем. Начинаем со школы, с профориентации, с 10 класса. В этом году у нас 200 школьников в Сибири приняли участие в наших в профориентационных программах. Это первый шаг, первое погружение в профессию, чтобы понять, что такое энергетическая отрасль", - рассказал Михаил Хардиков. Вторая тема, которую поднял топ-менеджер Эн+ — это среднепрофессиональное образование. Гидроэнергетика - своеобразная профессия, очень мало учебных заведений, где учат этим специальностям, потому что рынок ограничен, ГЭС не так много. Но компания принимает участие в Федеральной программе "Профессионалитет" с двумя проектами. Это энергетический колледж в Иркутске, в который Эн+ уже на протяжении 10 лет вкладывает порядка 30 млн рублей ежегодно, а также Усть-Лабинский социально-педагогический колледж. Эта последовательная работа с молодежью, которая должна переходить в качество", - отметил эксперт. Компания уделяет сотрудничеству с вузами особое внимание - помимо стандартной подготовки по профильным специальностям Эн+ развивает проект "Академия IT", призванный привлечь в отрасль специалистов цифровых профессий, а также поддерживает талантливых студентов в рамках стипендиальной программы. "У нас 800 стипендиатов в этом году получат именные стипендии компании Эн+ и Русал. Это не только энергетики и металлурги, но и будущие педагоги, медики", - отметил Хардиков. Навстречу вузам Тему интеграции вузовского образования и бизнеса уже с точки зрения высших учебных заведений продолжил ректор НИУ "Московский энергетический институт" Николай Рогалев. "В этом плане интеграция заключается в том, чтобы знания, которые мы в университетах передаем студентам, были использованы на практике", - подчеркнул ректор, отметив, что существуют все механизмы, позволяющие компаниям более активно участвовать в образовательном процессе. Ректор Российского государственного университета нефти и газа имени И.М. Губкина Виктор Мартынов поддержал коллегу в том, что все механизмы по интеграции существуют, а весь вопрос в том, как ими пользуются. "На стыках оно, как всегда, все и проскальзывает", - заметил он. Проблема же, по мнению Виктора Мартынова, заключается в том, что зарплаты у аспирантов и преподавателей невысокие. Вот они и уходят в отрасль, где им предлагают в разы большие оклады. Наукой становится заниматься некому. Выход из ситуации ректор видит в создании отраслевого плана, долгосрочных научных проектах, решающих отраслевые проблемы с долговременным финансированием, чтобы институты не конкурировали еще и друг с другом. Говоря о подготовке кадров, важно не забывать и о качестве педагогического состава для вузов - поддержал вопрос Михаил Хардиков. Кто эти преподаватели, которые будут обучать студентов в колледжах, техникумах на "Профессионалитете"? В качестве примера Хардиков назвал проект Эн+ с Иркутским Политехом, где готовят преподавателей для института энергетики. В завершение выступления топ-менеджер холдинга предложил открыть центр подготовки кадров в Красноярске, чтобы не возить преподавателей для будущих сибирских и дальневосточных энергетиков из Центральной России.