Бизнесу упростят обжалование блокировки банковских счетов
Премьер-министр Михаил Мишустин дал поручение Минфину и Росфинмониторингу упростить обжалование предпринимателями блокировки средств, пишут «Ведомости». Официальной статистики по блокировкам счетов компаний и предпринимателей в открытом доступе нет, но это точно не единичные случаи.
Business FM связалась с двумя представителями бизнеса, выбранными произвольным образом из базы контактов редакции. В двух случаях из двух — попадание в десятку. Оба либо сами сталкивались с блокировкой банковских счетов, либо знают тех, кто сталкивался. Может, это просто случайность, а может, и нет.
Вот что рассказала Business FM соучредитель фабрики текстильных изделий Pink Bus Мария Батюхнова:
Мария Батюхнова соучредитель фабрики текстильных изделий Pink Bus «Года три назад у нас была блокировка счетов. Причем для нас это была значительная сумма денег, деньги были нужны. Была не очень приятная ситуация, это была какая-то ошибка. Это не было подозрением на отмыв денег или что-то такое. Но сама ситуация имела место. Тогда был сильный испуг. Это повлияло больше на эмоциональное состояние, но тогда достаточно быстро удалось решить вопрос по счастливому стечению обстоятельств».
Есть много возможных причин блокировки счета индивидуального предпринимателя или компании. Например, банк может сделать это по требованию ФНС. Наложить арест на счет могут судебные приставы. Кроме этого, банки сами блокируют подозрительные операции по счетам, исполняя требования так называемого антиотмывочного закона.
Кроме того, сам ЦБ постоянно отслеживает все движения денежных средств по счетам и «сортирует» бизнес по группам риска совершения подозрительных операций, используя платформу «Знай своего клиента». Попадание в красную зону означают автоматическую блокировку всех счетов во всех российских банках. В желтой зоне находятся те, кто наряду с сомнительными проводит и реальные банковские операции, которые нужны для бизнеса. Им могут блокировать отдельные операции. С зеленой зоной все понятно: к тем, кто в ней находится, у регулятора вопросов нет.
Самая большая проблема в том, что, когда счет блокируют, очень сложно выяснить, в чем причина. Продолжает Андрей Завьялов, директор компании «Кнопка», которая занимается бухгалтерским обслуживанием малого бизнеса:
Андрей Завьялов директор компании «Кнопка» «У нас с клиентами, которым мы в том числе ведем бухгалтерский учет, такое происходит регулярно. Были ситуации: раз — и блокировка. Банк сообщает, что он заблокировал, но причину не знает — разбирайтесь с налоговой инспекцией. Либо внутренние регламенты банка. И ты должен бегать, прыгать, выяснять. Бывало, что и сутки, и двое, и трое уходит. И самая боль, когда это происходит в день или за несколько дней до выплаты зарплаты. То есть все платежи можно перенести, договориться с контрагентами, а вот как объяснить сотрудникам, что ты заплатить не можешь, — уже боль. Одна из ключевых проблем — это незнание причины. Ты даже не знаешь, куда бежать. Если будет прозрачно, понятно, что нужно сделать, какие документы предоставить, куда их предоставить, что будет результатом предоставления, тогда это бы сняло огромное количество головных болей».
Если счет заблокирован по требованию налоговиков или в рамках исполнительного производства, более-менее понятно, куда идти и что делать. Если же счет заблокировал сам банк из-за подозрительных операций или по требованию ЦБ, процедура разблокировки усложняется. Сначала, конечно, нужно обратиться в банк, но практика показывает, что это почти никогда не помогает. Дальше предприниматель может обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ, которая рассматривает заявки заочно. Если и это не помогло, тогда можно подать иск в суд. Но оспаривание блокировки может затянуться на месяцы. В таком случае с бизнесом, который не может ни принимать, ни отправлять платежи, скорее всего, придется распрощаться.
Вероятно, поручение премьер-министра касается улучшения работы той самой межведомственной комиссии. О том, что можно сделать, рассуждает юрист, партнер BGP Litigation Владимир Ефремов:
Владимир Ефремов юрист, партнер BGP Litigation «Дать предпринимателям право выступать на заседаниях комиссии и объяснять свои операции и то, как они вели бизнес. Публиковать, пусть даже без персональных данных, итоговые решения комиссии, для того чтобы мы понимали, на что они обращают внимание и что они считают критичным риском, что считают некритичным. Возможно, сократить срок рассмотрения. Тридцать дней, которые сейчас предусмотрены в законе, нельзя назвать большим сроком, но, когда это касается клиентов красной зоны, которые полностью ограничены в возможности проводить платежи, пережить 30 дней плюс еще какой-то период на подготовку этого заявления может быть критичным».
Когда бизнесу упростят оспаривание блокировки счетов, пока непонятно. В публикации «Ведомостей» об этом ничего не говорится.