В Тюмени водители мусоровозов со всего УрФО продемонстрировали свое мастерство
В Тюмени прошел первый в УрФО межрегиональный конкурс профессионального мастерства среди работников сферы обращения с отходами.
Еще несколько лет назад о подобных состязаниях не могло быть и речи. И отрасль эта, мягко говоря, не парадная, и достижения в ней были не ахти какие. Зато проблем, связанных с накоплением и переработкой ТКО, становилось все больше. Свалки занимали площадь, сравнимую с территориями нескольких государств, и стремительно росли, ведь только четыре процента отходов направлялось на вторичную переработку.
Мусорная реформа в стране явно назрела, и с ее запуском в 2019 году ситуация хоть и не быстро, но все же начала меняться: стали строить и запускать мусоросортировочные заводы, расширять переработку вторсырья, обновлять парк техники, повышать квалификацию специалистов отрасли. Уже к 2022 году в четырех регионах УрФО - Курганской, Челябинской, Тюменской областях и Югре - показатели обработки и утилизации ТКО превысили плановые.
На дальнейшую реализацию реформы в федеральном округе планируется направить свыше 48 миллиардов рублей. На эти средства будут созданы новые объекты по обращению с отходами, модернизированы оборудование и парк техники.
- Мы в самом начале пути - работы предстоит еще много. Отрасль развивается и движется, несмотря на сложности, вперед, - резюмирует полпред президента РФ в УрФО Владимир Якушев.
Тюменская область первой в стране вышла на показатель 100-процентной сортировки ТКО
Решать поставленные задачи нужно быстро, ведь объем бытовых отходов меньше не становится, наоборот, неуклонно растет. Так, если два года назад на юге Тюменской области собирали в год около 467 тысяч тонн ТКО, то теперь - 476 тысяч. В целом по УрФО цифры, соответственно, 3556 и 3582 тысячи тонн.
Тем не менее можно говорить и об успехах. Так, Тюменская область признана одним из лидеров экологической реформы и формирования системы обращения с отходами - она первой вышла на показатель 100-процентной сортировки ТКО. Для этого в регионе построены три мусоросортировочных завода плюс перегрузочная станция. Существенно изменилась и оснащенность профильных предприятий.
- Только за первые три года реформы парк мусоровозов в регионе был обновлен на 80 процентов и увеличился в два раза, - говорит Константин Фрумкин, генеральный директор компании-регоператора. - До 2019 года в отдаленные деревни мусоровозы вообще не ездили, а сейчас они есть в каждом населенном пункте, за исключением тех, куда только вертолетом можно долететь. Юг Тюменской области обслуживают 200 единиц спецтранспорта. Через год мы планируем перейти к следующей реновации парка техники, приобретать машины с более широкими возможностями, например, с функцией мойки контейнеров. Если технология приживется, таких мусоровозов появится больше.
Какой будет новая техника, узнали участники практического этапа конкурса профмастерства: им показали новейший мусоровоз отечественного производства с задней загрузкой и установкой для промывки контейнера. В автомобиль мощностью 240 лошадиных сил входит до 9 тонн ТКО и бак для воды на 1500 литров. Две такие машины уже закупило одно из тюменских предприятий.
- Объем продаж мусоровозов в стране - около 1000 штук в год, рынок полностью закрывается российскими производителями, - говорит Руслан Губайдуллин, исполнительный директор Ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами "Чистая страна". - В 2002 году ряд европейских партнеров отказался сотрудничать с нашими заводами, выпускающими такую технику, но теперь у нас уже есть и свои шасси, и подвесное оборудование. Две недели назад был презентован и электрический мусоровоз. Рынок такой спецтехники сейчас почти полностью импортозамещен. Контейнеры тоже в достаточном количестве - и металлические, и пластиковые. Все производится из российского сырья. Мы готовы закрыть все потребности не только в России, но и в странах СНГ.
Ну а в состязаниях экипажей спецтехники приняли участие восемь команд - представители мусоросортировочных заводов из Ишима, Тобольска и Тюмени (в отдельной конкурсной программе соревновались три команды сортировщиков) и компаний, осуществляющих транспортировку ТКО в Тюменской, Свердловской областях и Югре. Как оказалось, водители мусоровозов - настоящие асы.
- Это уникальные специалисты. Одно дело двигаться по дороге на фуре, другое - маневрировать задним ходом вокруг "Лексусов" и "Мерседесов", подъезжая к контейнерным площадкам во дворах, - отмечает Губайдуллин.
Вместе с тем престижной эту работу не назовешь, поэтому в отрасли ощущается острый дефицит кадров. По словам Юрия Коева, гендиректора одной из компаний-участников, средний возраст работающих - около 40 лет, но есть и водители, которым под 60. Чтобы привлечь молодежь, на предприятии разрабатывают квалификационные требования к водителям, хотят ввести их классность, что будет означать повышение зарплаты. Хорошую надбавку, кстати, получат и победители конкурса.
- Здорово, когда есть возможность проявить себя, показать мастерство. Повышение зарплаты тоже хороший стимул. Но главное - хотелось бы, чтобы люди больше знали о нашем труде и уважали его, - говорит Дмитрий Мулыкин, который вместе с Рамилем Урозаевым завоевал первое место в конкурсе водителей мусоровозов.