Войти в почту

Новые школы на Урале стали драйверами развития целых микрорайонов

В Екатеринбурге планируют впервые поручить эксплуатацию инженерных систем новой школы управляющей компании застройщика. О пилотном проекте привлечения сервисной организации, который будет запущен в строящейся на ВИЗе школе № 41, рассказали на форуме 100+ TechnoBuild.

Новые школы на Урале стали драйверами развития целых микрорайонов
© Российская Газета

Школьное здание 1936 года постройки снесли несколько лет назад, а на его месте решили возвести новое, красивое и современное. Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства между правительством области, банком и компанией "Атомстройкомплекс". Завершение строительства намечено уже на декабрь 2023-го. Прежняя школа на 400 учеников устарела физически и морально. Новая, на 925 мест, с футбольным полем, баскетбольной площадкой и кортом, сможет похвастать и трансформируемым актовым залом с амфитеатром, четырьмя спортивными залами. Оснащение и планировка здания позволят проводить здесь крупные мероприятия, например, районного значения.

Важная особенность современных школ - большой объем мультимедийного оборудования и систем автоматизации: с единого диспетчерского пульта можно управлять всеми инженерными системами и климат-контролем. Однако, открывая новые возможности, оснащение школ требует и должной эксплуатации - в первую очередь технической. В сфере образования формируется запрос на специалистов с новыми компетенциями, которые смогут гарантировать грамотное использование всех заложенных в проект решений на благо учеников и учителей и сохранять работоспособность оборудования. Эксплуатация школы № 41 будет осуществляться с привлечением управляющей компании, работающей в структуре компании-застройщика. Это было предусмотрено с самого начала условиями концессионного соглашения.

- Есть два варианта: обучать сотрудников школы или привлекать узкоспециализированную организацию, которая имеет опыт управления сложными объектами. Мы выбрали второе, - рассказала Наталья Бочкарева, руководитель направления по работе с сервисными компаниями "Атомстройкомплекса".

По ее словам, в компании накоплен опыт контроля технической эксплуатации после ввода объектов, а применение BIM-модели (технологии информационного моделирования) на протяжении всего жизненного цикла обеспечит прозрачность, позволит экономить ресурсы и минимизировать издержки.

- Мы берем у проектных организаций 3D-модели объекта, прикрепляем к ним справочники эксплуатации оборудования, тем самым создаем огромную базу данных для эксплуатирующей организации, - объясняет Бочкарева.

Если в будущем УК сменится, новому эксплуатанту передадут весь этот массив, где инструкции и аналитика привязаны к объемному изображению объекта.

Отработав взаимодействие УК и школьной администрации на новостройке в Верх-Исетском районе, "Атомстройкомплекс" планирует тиражировать этот опыт: в Пионерском микрорайоне застройщик возводит вторую школу в рамках ГЧП.

Опыт управления сложным технологическим объектом - школой - силами частной сервисной компании развивает компетенции и возможности не просто отдельного застройщика, а всей отрасли. Соответственно неизбежна и трансформация самих школ с точки зрения функционала и управления: современными объектами уже просто не получится управлять так, как раньше.

К концу года в Екатеринбурге будет достроен Губернаторский лицей - его возведением также занимается "Атомстройкомплекс". Этот проект станет прорывным для региона во всех смыслах. В здании вместо актового зала с мультимедийной начинкой - настоящий киноконцертный театр со спецэффектами, несколько атриумов, которые могут превращаться то в зоны отдыха, то в учебные пространства, а то и вовсе в ярмарочную площадь. Видео- и звукозаписывающие студии, аудитории для конференций, четыре этажа "Кванториума", разнообразные спортивные сооружения, которые опять же меняют назначение по желанию учителей и школьников. Перегородки убираются, окна автоматически затемняются. Естественно, этот технологический Хогвартс нуждается в грамотном сопровождении.

По словам зампредседателя комитета по строительству Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей Андрея Бриля, современная школа естественным образом превращается в мультифункциональный центр, который, в свою очередь, влияет на привлекательность микрорайона и даже стоимость квадратного метра жилья в нем. Важность синхронизации качества оснащения и качества эксплуатации таких центров сегодня очевидна, когда это произойдет - лишь вопрос времени.

- Сегодня в области и в Екатеринбурге школы, в том числе новые, максимально используются для образования - не только школьного, но и дополнительного: на тех же площадках занимаются ДЮСШ, проводятся конкурсы, семинары, совещания педагогов. И не будем скрывать, что многие школы Екатеринбурга, особенно в районах массовой застройки, работают в две смены. Поэтому рассчитывать, что там, например, и взрослые смогут заниматься спортом, сложно. Кроме того, есть правовые ограничения, которые пока препятствуют расширению функционала школ, - делится сомнениями замминистра образования Свердловской области Ирина Серкова.

Но это до поры до времени. Уже сейчас строительство новых школ идет совершенно другими темпами, чем еще 7-10 лет назад, а значит, в недалекой перспективе будут решены проблемы и двухсменки, и ветхих школьных зданий, а опыт, нарабатываемый сегодня строителями и эксплуатантами новых школ на Урале, станет драйвером нужных отрасли изменений, поможет подготовиться к работе в изменившихся условиях. Функционирование школ, построенных в рамках ГЧП, которые эксплуатируются с привлечением частных управляющих компаний, - это новая территория, на которой могут сформироваться правила и сценарии взаимодействия заинтересованных в появлении современных образовательных учреждений сторон.