Войти в почту

«Меррилл Линч Секьюритиз» выставлен на продажу

Один из последних оставшихся в РФ брокеров с иностранными акционерами «Меррилл Линч Секьюритиз» (входит в группу Bank of America) выставлен на продажу. Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на два анонимных источника.

«Меррилл Линч Секьюритиз» выставлен на продажу
© Frank Media

По данным издания, сделка может быть закрыта в ближайшие дни, а ЦБ РФ уже согласовал нового гендиректора компании. По словам источника на финансовом рынке, знакомого с ситуацией, покупателем выступает инвестор, не связанный с брокерским бизнесом. Имя нового инвестора издание не называет.

В 2021 году «Меррилл Линч Секьюритиз» входил в десятку крупнейших российских инвесткомпаний по величине комиссионных доходов от предоставления услуг на фондовом рынке. Выручка составляла почти 2,4 млрд рублей, а чистая прибыль превышала 600 млн рублей. После начала военных действий на Украине компания резко сократила присутствие на российском рынке. В первом полугодии 2023 года выручка составила лишь 35 млн рублей, а убыток превысил 470 млн рублей.

Российское законодательство либерально подходит к процедуре смены иностранных собственников в брокерских компаниях по сравнению, например, с банками, отмечает руководитель направления юридической компании a.t.Legal Антон Плохов. По его словам, заинтересованным лицам надо соблюсти сравнительно простую процедуру отчуждения доли в уставном капитале компании в соответствии с требованиями закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Единственным нюансом остаются требования к учредителям профучастника, отраженные в законе «О рынке ценных бумаг», уточняет господин Плохов.

Опрошенные “Коммерсантом” крупные профучастники рынка не получали предложений о приобретении брокера. Впрочем, для них такая сделка могла и не иметь особого смысла. Как отмечает президент «Финама» Владислав Кочетков, «по факту у компании не осталось клиентской базы».

Согласно данным отчетности, по итогам 2021 года клиенты «Меррилл Линч Секьюритиз» были представлены компаниями-резидентами Великобритании (99,7%) и США (0,3%), а их средства превышали 1,1 млрд рублей. По итогам 2022 года объем средств сократился до 10,6 млн рублей. С учетом действующих ограничений ЦБ на трансграничные операции средства, вероятнее всего, остались замороженными. Это могло быть причиной продажи компании, а не сдачи лицензии, когда требуется исполнение обязательств перед клиентами.

Покупателем может быть малоизвестный участник рынка и речь фактически идет о покупке брокерской лицензии, считает Кочетков. С учетом «отсутствия клиентской базы и устаревшей инфраструктуры» могут потребоваться существенные инвестиции в развитие, поясняет он.

Кроме того, «актуальной для компании может стать проблема возможности ведения хозяйственной деятельности в принципе» с учетом ограничений на трансграничное движение капитала и доступа российских инвесторов на западные биржи, отмечает Плохов.

Впрочем, ни один из названных факторов не означает в обязательном порядке операционную убыточность компании, а «является следствием высушивания портфеля финансовых инструментов (отсутствие наращивания финансовых инструментов на балансе брокерской компании) под управлением», считает независимый эксперт Андрей Бархота.

Эксперты допускают перепродажу брокерской компании в дальнейшем другому собственнику. В том числе под другим наименованием, так как, по словам Кочеткова, прежний бренд при смене бенефициара, скорее всего, не сохранится, «чтобы избежать рисков для материнской компании».

Андрей Бархота полагает, что организация может быть интересна банкам и страховым компаниям с активной розничной клиентской базой не менее 500 тысяч человек. Интеграция брокерской структуры, поясняет эксперт, позволит наполнить клиентскую базу инвестиционными продуктами.

С началом военной операции России на Украине многие иностранные банки, в том числе Goldman Sachs и Bank of America, объявили о сворачивании бизнеса в России. Bank of America в годовой отчетности писал о том, что сократил связанные с Россией риски с $744 млн по итогам 2021 года до $443 млн.