Войти в почту

Беларусь идет в Россию со своими предприятиями

Беларусь для России - не только стратегический торговый партнер, но и инвестор. Этот факт отметил на Х Форуме регионов первый заместитель Премьер-министра Беларуси Николай Снопков.

Беларусь идет в Россию со своими предприятиями
© Российская Газета

За прошлый год белорусские предприятия вложили в российскую экономику около 5,5 млрд долларов. За первое полугодие этого года - почти 3 млрд. Возможно, в рамках российской экономики эти цифры не кажутся значительными. Но дело в том, что белорусские инвесторы вкладывают средства в создание и развитие на территории России высокотехнологичных, импортозамещающих предприятий. Открываются достойные рабочие места, формируются компетенции в таких стратегически важных отраслях для российской экономики, как машиностроение, сельское хозяйство, производство продуктов питания.

Драйвером экономического взаимодействия стали документы, подписанные в рамках стратегической экономической интеграции в Союзном государстве, в том числе 28 союзных программ, определивших главные векторы сотрудничества. Сыграла свою роль и пандемия, вынудившая к сокращению производственно-логистических цепочек. Еще один фактор, который активизировал "встречное движение", - обострение геополитической обстановки, в результате чего иностранные поставщики и инвесторы перестали быть надежными.

Активность белорусских компаний в России обусловлена не только санкциями

Есть и системные предпосылки для положительной белорусско-российской инвестиционной динамики. Она развивается из классической логики выхода на импортные рынки: сначала - чистый экспорт, потом - создание совместных предприятий и даже строительство собственных заводов. Поэтому повышение активности белорусских холдингов на российском рынке вполне предсказуемо.

Исторически сложилось, что российский рынок был стратегическим для тех же белорусских машиностроительных холдингов. И если в 2000-х, когда начали восстанавливаться экономики России и Беларуси, а также производственно-кооперационные связи, белорусские предприятия развивали прямые поставки на соседний рынок, то сейчас эволюционируют к более сложным и стратегически значимым формам присутствия на территории союзной страны.

Например, Минский тракторный завод развивает систему создания в России торгово-сервисных центров, которые нацелены на охват федеральных округов. В частности, один из таких центров был создан в Нижегородской области на базе Лукояновского губернского колледжа. Представитель Нижегородской области в Беларуси Андрей Дудкин отмечал: подобная синергия промышленности и образования является источником повышения компетенций. Во-первых, учащиеся колледжа учатся эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать современную, насыщенную электроникой технику. Во-вторых, белорусские тракторы коммутируются с широчайшим шлейфом прицепных агрегатов самого разнообразного назначения. И это становится важной составляющей агрокультуры. Модернизация и техническое совершенствование идут рука об руку.

Такой комплексный формат присутствия в регионе позволил МТЗ сделать более привлекательной свою технику для потребителей. Они получают не только тракторы и другие агрегаты, но и сотрудников, обученных работе именно с этой техникой. После открытия центра, по словам Андрея Дудкина, удалось "выдавить" с рынка серых поставщиков техники и запасных частей, а это выгодно и белорусскому производителю, и потребителям - они получают гарантированно качественные агрегаты и их обслуживание.

Кстати, в Нижнем Новгороде открыто совместное предприятие "Белкоммунмаша". Уже освоен выпуск трамваев, на очереди - троллейбусы и электробусы. Свое производство создает "Бобруйскагромаш". Экономически эти проекты очевидны, а их эффективность обоснованна. Ни для кого не секрет, что белорусские машиностроители тесно кооперируются с российскими партнерами по поставкам сырья, материалов и комплектующих. В некоторых белорусских машинах доля российской составляющей доходит до 70 процентов. Создание компаний в России ближе к потребителю позволяет снизить себестоимость и, соответственно, сделать продукцию под белорусскими брендами более доступной для российских покупателей.

По этому пути идет и знаменитый холдинг "Амкодор". Он построил современное производство в Петрозаводске. На этой индустриальной площадке освоено производство широкой линейки современной лесозаготовительной техники. Богатая деловой древесиной Карелия является одним из крупных ее потребителей в России. Причем "Амкодор-Онего" плотно сотрудничает с местным колледжем. Не так давно передали в учебное заведение тренажер для обучения работе на харвестерах и форвардерах. И эта промышленная площадка динамично развивается.

Уверенно работает с российскими партнерами Минский автомобильный завод. Как отметил недавно на встрече с губернатором Оренбургской области посол Беларуси в России Дмитрий Крутой, за последние годы уже в 26 регионах РФ появились сборочные производства на базе шасси МАЗ - от кранов до дорожных машин.

Еще раз отметим: активность белорусских компаний в России обусловлена не только санкциями, но и долговременной стратегией. Да, в прошлом году из-за резкого разрыва ряда экономических связей по западному вектору возникали форс-мажорные обстоятельства. Но деловая природа не терпит пустоты. Освободившиеся ниши начинают заполняться по линии параллельного импорта производителями из других стран. Выстраивание концепций взаимовыгодного сотрудничества в российских регионах - условие и гарант стабильного сбыта белорусской техники, ее дополнительное конкурентное преимущество. Выгодно это также и российским партнерам, местным властям за счет создания рабочих мест, добавленной стоимости, расширения компетенций в такой наукоемкой отрасли, как машиностроение. Кроме всего прочего, будем объективны: трудовые ресурсы Беларуси ограниченны, поэтому при расширении спроса на экспортных направлениях рано или поздно возникнет дефицит производства. И вынос части технологических переделов в регионы-потребители решает эту проблему. Белорусские же предприятия и страна зарабатывают на экспорте компетенций и технологий, что является более высоким и выгодным деловым и коммерческим уровнем, чем прямой экспорт.