Первым делом мы заменим самолеты. "Аэрофлот" и "Яковлев" разработают ПО для воздушных судов
<p>Церемония подписания документа состоялась 12 сентября 2023 г. на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Подписи под соглашением поставили генеральный директор ПАО "Аэрофлот" Сергей Александровский и гендиректор ПАО "Яковлев" (авиастроительная компания, которая выпускает гражданские самолеты "Сухой Суперджет" и МС-21) Андрей Богинский.</p> <p>"Импортозамещение в сфере информационных технологий - одна из приоритетных задач нашей компании. Российские ИТ-специалисты всегда демонстрировали профессионализм и обладают необходимым уровнем компетенций для создания современных цифровых продуктов для гражданской авиации. Уверен, что сотрудничество с ПАО "Яковлев" позволит нам внедрить ИТ-решения, которые будут способствовать развитию "Аэрофлота" и всей авиационной отрасли", - сказал Сергей Александровский.</p> <p>Андрей Богинский отметил, что "Яковлев" стремится постоянно поддерживать высокую конкурентоспособность выпускаемой авиатехники. "Чтобы идти в ногу со временем, необходимы не только собственные разработки, но и совместная работа с нашими партнерами, которая позволит обеспечить полное соответствие нашей продукции требованиям заказчика. Подписанное сегодня соглашение подтверждает наши намерения по укреплению взаимовыгодного сотрудничества с группой "Аэрофлот" на основе отечественных программных решений и технологий", - отметил Андрей Богинский.</p> <p>По данным "Аэрофлота", соглашение предусматривает сотрудничество двух компаний по импортозамещению специального ПО для обработки полетной информации со штатных и аварийных бортовых регистраторов воздушного судна (ВС). Кроме того, компании планируют создать комплекс сервисов поддержки летной эксплуатации гражданских воздушных судов, для чего будет разработан "конкурентоспособный отечественный программный продукт, направленный на повышение эффективности летного парка авиакомпаний".</p> <p>Для повышения комфорта пассажиров "Аэрофлота" "Яковлев" создаст бортовые системы развлечений, в том числе системы спутниковой связи. Также компании будут предпринимать совместные меры по подготовке кадров в области ИТ, разрабатывать и реализовывать программы обучения и развития персонала, обмениваться информацией относительно продуктов и сервисов цифровой трансформации, а также передавать друг другу опыт импортозамещения ПО и развития отечественных программных решений и цифровых технологий.</p> <p><strong>Ничего сложного</strong></p> <p>Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отметил, что бортовые системы развлечения - относительно несложный программный продукт, который компании смогут реализовать без особых проблем. "Инвестиции в них отбиваются за счет того, что "Аэрофлот" как получатель таких систем в том или ином виде будет оплачивать их использование, в зависимости от того, как будет работать эта модель. Но в любом случае, нельзя сказать, что с этим продуктом есть проблема - задача абсолютно подъемная", - отметил Эльдар Муртазин.</p> <p>Аналитик полагает, что системы обработки полетной информации и поддержания годности воздушных судов также могут быть созданы без проблем, поскольку представляют собой базы данных.</p> <p>"Я не знаю, какую конкретно систему они создают, ее сложность может разниться. Но по сути, это базы данных, работа с ними не является чем-то экстраординарным. И я думаю, что все это данным компаниям посильно, с этим они смогут справиться. Хотя, стоимость инвестиций очень сильно зависит от техзадания", - подчеркнул Эльдар Муртазин.</p> <p>Генеральный директор хостинг-провайдера RUVDS Никита Цаплин отметил, что описанные в соглашении программные продукты потребуют создания целой узконаправленной экосистемы. "Она будет включать в себя не только программные решения, но и, вероятно, наложит некоторые требования по безопасности и "железной" части. Авиация - сфера, требующая повышенной безопасности, и, уверен, требования по части оборудования будут полностью отражать этот подход", - отметил Никита Цаплин.</p> <p>По его словам, не исключено, что в разработке бортовых систем развлечений может пригодиться уже существующий опыт других индустрий, оказывающих транспортные услуги. "Например, РЖД с 2017 г. предоставляет пассажирам автономную развлекательную систему "Попутчик". Сервис позволяет просматривать фильмы, информацию о поездке, а также заказывать блюда и напитки из вагона-ресторана без подключения к сети интернет. Система предполагает наличие на каждом поезде сервера, который обеспечивает хранение данных и функционирование сервиса. Полагаю, что некий аналог этого сервиса и будет разработан для "Аэрофлота", - добавил Никита Цаплин.</p> <p><strong>Цифровизация прежде всего</strong></p> <p>Руководитель Telegram-канала "Авиадиспетчер" Даниил Кыров считает, что цифровизация такой области, как техническое поддержание летной годности самолетов, приведет к прогрессу всех процессов в авиации, от синхронизации работы авиастроителей и эксплуатантов до удовлетворения запросов пассажиров, будь то система развлечения на борту, система бронирования билетов или система отслеживания перемещения багажа.</p> <p>"Соглашение "Аэрофлота" и "Яковлева" - это начало совместной работы авиастроителей и эксплуатантов. Так это и должно быть. Уход западных компаний, замена их технологий отечественными - неизбежный и в некотором смысле здоровый процесс. И это только начало пути. Дальше жизнь будет преподносить новые испытания и требовать он нас разработки новых решений. Однозначно, многие из них будут решаться благодаря информационным технологиям, которые будут реализовываться за счет такого сотрудничества, которого мы ожидаем между "Аэрофлотом" и "Яковлевым", - заключил Даниил Кыров.</p>