Между небом и землей: Авиакомпании поиздержались, просят денег из казны
Три авиаперевозчика: «Аэрофлот», екатеринбургские «Уральские авиалинии» и чартерная компания iFly – предварительно согласовали с Минтрансом получение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ), в котором хранятся наши пенсионные накопления. Хотят переоформить 40 самолетов из иностранной собственности в российскую. По расчетам одних аналитиков, на страховое урегулирование потребуется 80–96 млрд рублей, другие считают, что общая сумма сделок может быть в два раза ниже.
Но компании обязаны будут направить на выкуп всю чистую прибыль за 2022 год. Хотя это требование коснется не всех. Например, новосибирская компания S7 пока продолжает согласования с Минтрансом и иностранными собственниками. А разветвленная Utair, организовавшаяся когда-то в Тюмени, а сейчас базирующаяся во Внуково, решила обойтись без госфинансирования.
На данный момент три авиакомпании намереваются приобрести самолеты у западных лизингодателей. Состоялось совещание в верхах на эту тему. «Аэрофлот» согласовал выкуп 18 самолетов ирландской AerCap, «Уральские авиалинии» – 19 бортов у различных собственников, iFly – три «Эйрбаса» A330 у американской Air Lease Corporation. «Аэрофлот» планировал получить как минимум 47 самолетов, но пока продолжает «крайне тонкий процесс согласований», пишет газета «Коммерсантъ».
Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации, Олег Смирнов уточняет, что «Боинги» и «Эйрбасы», обслуживающие россиян, постепенно меняют юрисдикцию и продолжают полеты, правда, не за рубеж, а только внутри страны:
– Тем компаниям, которые сейчас подали заявки, начали соответствующие действия, не позавидуешь, это непростая процедура. Но ее начали для того, чтобы иметь парк, независимый от иностранной регистрации, обладающий своей национальной, чтобы свободно производить полеты внутри страны.
Будет возможность летать и за рубеж, но только тогда, когда нам возвратят право получать запасные части, комплектующие для самолетов западного производства.
Поэтому нынешняя процедура никак не повлияет на полеты за рубеж, но изменит отношение к этим бортам на внутренних линиях. Новая юрисдикция требует очень серьезного отношения к системе поддержания летной годности воздушных судов.
«СП»: Давайте напомним, почему Запад не пускает нас к себе, после изменения юрисдикции со всех островов на российскую?
– Они не доверяют нашей системе поддержания летной годности, говорят нам: вы летаете по своим правилам над своей территорией – ну и ладно. Если что-то случится, сами несите ответственность, а мы на себя ничего не возьмем. Поэтому для нас закрыты воздушные пространства Европы и других стран мира, ни одна страна нас не страхует и не принимает.
Ситуация будет сохраняться до тех пор, пока не отрегулируется этот идиотизм, иначе не назовешь, в который мы влипли из-за ошибочной политики наших либералов у власти, которые 30 лет разрушали национальное самолетостроение. Они надеялись, что «Запад нам поможет». Он и «помог».
«СП»: Правда ли, что «ключевой стимул» переоформления самолетов из иностранной собственности в российскую – возможность их вывода из реестров Бермуд и Ирландии, чтобы летать на них за рубеж?
– Это шаг в нужном направлении в данной ситуации, чтобы полностью не потерять транспорт под названием «воздушный». Наша страна с ее громадными площадями без авиации жить не сможет. А наши либералы разрушили Золотой Храм российской авиации, да и не только ее. Теперь обещают к 2030 году выпуск тысячи новых бортов. Я считаю, это «лапша на уши» нам с вами и президенту.
«СП»: Однако пока тенденция та же что и была: берем средства из Фонда национального благосостояния или деньги пассажиров, вырученные за билеты, и платим ими за иностранные самолеты. Не национализируем их, не экспроприируем, а пытаемся по-хорошему «решить вопрос», «разрулить», действуем по западным же законам?
– Конечно. Мы покупаем их самолеты, платя наши денежки. И какое-то время продержимся на этом…
«СП»: Весной 2022-го российские авиакомпании эксплуатировали 721 воздушное судно, зарегистрированное в Бермудском реестре (ВСАА), к концу года их оставалось 520, а на минувший июнь – 475.
– Сейчас поменяем юрисдикцию еще нескольких самолетов. Но ведь любая техника имеет срок службы, ресурс, и по мере их выработки ее надо менять или ремонтировать. То же самое случится с «Боингами» и «Эйрбасами». Они ничем не отличаются от «Туполевых» и «Ильюшиных», которые требуют таких же ремонтов и содержания целой системы поддержания летной годности.
И это обстоятельство аннулирует наши сегодняшние усилия. Надежда только на государственную программу. А для ее выполнения нужно заменить людей, которые сами же все разрушали.
«СП»: Хотел с вами поделиться личным наблюдением: летел недавно в Калининградскую область на небольшом «Эйрбасе-310», их кстати выпущено не так уж много, всего 255. Заметил в иллюминатор неровную трещину в обшивке крыла рядом с двигателем и вспомнил ваши рассказы о техническом состоянии западных бортов. Продолжаем летать даже с трещинами?
– Вы молодец, что проявляете бдительность, но это может быть и не трещина, а технологический разрыв, на гондоле двигателя есть такие швы. Уже все может быть, но, по-видимому, это не влияет на безопасность полета. Тем не менее, это должно быть сигналом, что техника – старая, вырабатывает свой ресурс, может, этому самолету уже лет 30…
Российским авиакомпаниям дали добро из «вашингтонского обкома» на то, чтобы расплатиться с западными владельцами самолетов. Это вроде бы разрешено санкциями ЕС и США. Но пока речь меньше, чем о сотне бортов.
Если они американские, то будет выкупаться старьё. Это чем-то напоминает посылку на Украину натовской военной техники – все равно выбрасывать. Да, для проведения сделки необходима лицензия американского Управления по контролю над иностранными активами (OFAC), подразделения их Минфина. А лицензии эти выдаются только на три месяца, так что надо еще успеть заплатить свои деньги. Поэтому, должно быть, и нужна помощь ФНБ.
У вышеназванных авиакомпаний почти все готово для покупки с государевой помощью. Другие пока согласовывают. Авиакомпания S7, например, не против госфинансирования, с помощью которого хочет выкупить самолеты у иностранных лизингодателей, если разрешат Минтранс РФ и наше правительство. Чистая прибыль S7 за тот год превысила 34 млрд руб., и при этом субсидий за пассажирооборот авиакомпания получила почти 23 млрд руб.
Тут важны количество и возраст самолетов, условия сделок, по которым согласование может еще и не получится – не разрешат покупать старье по завышенной стоимости. Впрочем, есть такое слово: надо! Или, как сейчас говорят, «социальная значимость», а также «востребованность маршрутов», на которых эти самолеты будут эксплуатироваться. Надо же людей возить во Владик и обратно.
Компания Utair согласовала переоформление девяти своих «Боингов» самостоятельно, не привлекая госсредства. В этом ведь тоже есть свои хитрости. В частности, требование Минтранса: если ты получал субсидии за перевозки и при этом имеешь чистую прибыль по итогам года, то придется всю ее направить на финансирование покупки иностранных самолетов. Эта компания тоже получала субсидии и имеет 4 млрд руб. чистой прибыли.
«Уральские авиалинии» получили в 2022 году 13,5 млрд руб. чистой прибыли, из них 9,5 млрд рублей за внутренний пассажирооборот.
А у «Аэрофлота» 40,5 млрд руб. убытка. У iFly – почти 690 млн руб. убытка, из шести ее бортов летают только пять, остающиеся в двойной регистрации. Увы, зарубежные рейсы в таких условиях не светят.
К тому же, не все так просто и с выкупом иностранных самолетов, ведь они будут оформляться на отечественную лизинговую компанию «НЛК-Финанс», подконтрольную «Росавиации». Условия лизинга пока известны не всем. Проект постановления, регулирующего распределение средств, порядок расчетов или право пользования самолетами обкатывается на «Аэрофлоте». Другие перевозчики боятся не успеть ознакомиться с условиями софинансирования из ФНБ до сентября.
Деньги-то большие. Стоимость только 18 среднемагистральных самолетов «Аэрофлота» от 45 млрд до 53 млрд рублей. 19 самолетов «Уральских авиалиний» стоят подешевле, 28–33 млрд руб., но надо еще знать, какие это модели и каков их возраст. А три широкофюзеляжных «Эйрбаса» компании iFly – 10 млрд руб. В общей сложности речь идет о 82–96 млрд руб., по данным «Коммерсанта».
Впрочем, на выкуп самолетов предусмотрено 300 млрд рублей из ФНБ. Социально важное направление! Но не исключено, что будут давать частями по 100 млрд рублей. Авиаперевозчики шушукаются в кулуарах, что «Аэрофлот» уже приобрел на средства ФНБ 10 дальнемагистральных «Боингов-777» и восемь «Эйрбас-А330». Дескать, власти ЕС еще в 2022 году разрешили эту покупку. «Американцев» – на 100 млрд руб., «европейцев» – на 55 млрд руб. Конечно, все это коммерческая тайна и деталей никто не расскажет. Уверяют, что покупали, разумеется, за свои.