Украина грозит прекращением газового транзита, но не сейчас. Комментарий Георгия Бовта

Украина не намерена вести переговоры с Россией по поводу продления контракта на транзит газа в Европу, заявил министр энергетики страны Герман Галущенко. Действующий контракт был заключен в 2019 году сроком на пять лет. Его действие истекает в конце 2024 года. В начале августа Галущенко в интервью Financial Times говорил, что продление контракта маловероятно и Украина готовит свою энергосистему к прекращению поставок.

Украина грозит прекращением газового транзита, но не сейчас. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Несмотря на резкие заявления представителей Украины, пока рано говорить о прекращении газового транзита как о решенном деле. Конец 2024 года по нынешним временам — почти политическая вечность. А формулировка от Минэнерго Украины, что, мол, «мы не будем переговорной стороной с россиянами», вовсе не отрицает, что этой стороной может стать кто-то другой.

Стоит напомнить, что нынешний пятилетний контракт с «Нафтогазом» Украины появился лишь благодаря Ангеле Меркель, в обмен на согласие Германии запустить газопровод «Северный поток — 2», который теперь вообще взорван. На сегодня украинский маршрут остается для «Газпрома» одним из двух для поставок трубопроводного газа в Европу. Объем прокачки по нему в этом году не превышает максимально 42-43-млн кубометров в сутки, что примерно соответствует контракту, иногда падая до 25 млн. Максимальная загрузка второй нитки газопровода «Турецкий поток», ориентированной на рынок Юго-Восточной Европы, составляет чуть более 43 млн кубометров, но этот объем полностью пока не выбирался.

В совокупности эти два маршрута в несколько раз проигрывают прежним объемам газпромовских трубопроводных поставок. В первом квартале текущего года доля России в импорте Европы в этой категории сократилась с 31% в начале прошлого года до 15% в первом квартале текущего и пока не имеет тенденции к существенному увеличению. В этом смысле европейский рынок потерян для «Газпрома» надолго, если не навсегда.

Однако есть и хорошие новости. Но уже в другом смысле. Речь о сжиженном газе. Европа вообще теперь делает на него все большую ставку. Его поставки из России в ЕС стали заметно расти еще в прошлом году, увеличившись на 38% вопреки всем санкциям, под которые СПГ, впрочем, пока не попал. В этом году рост поставок СПГ может продолжиться, судя по всему, что может увеличить общую долю России на газовом рынке Европы до уровня выше 20%. По подсчетам Еврокомиссии, в прошлом году только поставки СПГ давали России 10 млн долларов доходов в сутки. В этом году явно меньше. Однако в последнее время биржевые цены на газ в Европе все же оттолкнулись от дна и достигли 450 долларов за тысячу кубов, что, конечно, меньше прошлогодних рекордов раз в пять, но все же.

На первом месте среди импортеров российского СПГ — Испания, где его доля в общем объеме газового импорта этой страны весной приближалась к 20% и сейчас остается высокой, закупки у России королевство в прошлом году вообще увеличило в три раза. Впрочем, с очень низкой базы. С другой стороны, европейский импорт СПГ из США в прошлом году увеличился аж на 137%.

Росту экспорта СПГ из России мешают не столько санкции, которых, строго говоря, нет по этой части, сколько нехватка мощностей и технологий. Сейчас в России работают лишь два крупных завода по сжижению газа: «Сахалин-2» (51% акций у «Газпрома») мощностью 11,6 млн тонн, что соответствует примерно 16 млрд кубометров трубопроводного газа, и «Ямал-СПГ», подконтрольный «Новатэку», на 16,5 млн тонн, или в пересчете 22,7 млрд кубометров. «Новатэк» строит второй завод «Арктик СПГ — 2». Есть еще пара среднетоннажных действующих проектов. В полной мере запланированные мощности СПГ будут развернуты лишь к 2030 году. Но их всех не хватит, чтобы компенсировать падение трубопроводных поставок. Европа считает, что уже почти избавилась от российской газовой зависимости. Принятые меры по экономии и переводу энергоемких производств в США и развивающиеся страны дали свой результат. На конец июля подземные хранилища газа в ЕС были заполнены уже более чем на 82%, что существенно превышает прошлые показатели. Теоретически можно, конечно, представить себе и полное прекращение украинского газового транзита после 2024 года. За который, кстати, «Газпром» платит около 1,3 млрд долларов в год, и их кто-то должен будет Киеву компенсировать. К этому, в принципе, даже можно готовиться как к одному из вариантов развития событий. Однако это далеко не единственный вариант, а что будет через полтора года, точно вам все равно сейчас никто не скажет. Нет таких провидцев.