Российский Harvard Business Review перезапустили под новым названием
Бизнесмен и владелец Forbes в России Магомед Мусаев совместно с новыми партнёрами перезапустил российскую версию журнала Harvard Business Review под новым названием «Большие идеи». Мусаев, который числится единственным владельцем издателя журнала ООО «Бизнес Инсайт Медиа», передаст 50% доли в компании двум партнёрам: совладельцу агентства Fanatic Антону Аверьянову и совладельцу агентства Setters и издания Setters Media Евгению Давыдову. Об этом сообщает РБК со ссылкой на представителя Setters Media. Аверьянов также подтвердил информацию изданию. Директор по развитию Forbes Дмитрий Озман сказал, что переговоры ведутся, но детали сделки ему неизвестны.
Сумму сделки и информацию о распределении долей Аверьянова и Давыдова стороны не разглашают. По словам Аверьянова, «Большие идеи» продолжит создавать прежняя команда редакции Harvard Business Review. При этом архивные материалы издания Harvard Business Review будут доступны на обновлённом сайте.
Совладелец Fanatic отметил, что основная выручка российского Harvard Business Review приходилась на продажу печатных номеров. Но «Большие идеи» будут ориентированы на развитие сайта с подпиской. Потенциальную аудиторию проекта, включая печатные издания, которые планируют запустить владельцы, Аверьянов оценивает в 50 тыс. человек. По его словам, в основном это топ-менеджеры крупных компаний, выпускники бизнес-школ и предприниматели. После ребрендинга под брендом «Больших идей», как и ранее в рамках Harvard Business Review, будут проводиться профильные мероприятия и конференции, добавил он.
По данным Mediascope, в последний полный месяц работы российского Harvard Business Review, который пришёлся на май 2022 года, охват сайта издания на десктопных и мобильных устройствах составил 61,3 тыс. человек старше 12 лет. Аналогичный показатель для сайта Forbes за тот же месяц — 2,6 млн, «Ведомостей» — 4,9 млн, «Коммерсанта» — 9,6 млн, отмечает РБК.
По данным бухгалтерской отчётности издателя, на которую ссылается издание, компания была убыточной. В 2022 году чистый убыток ООО «Бизнес Инсайт Медиа» составил 16,3 млн руб. при выручке в 32,5 млн руб. Годом ранее выручка составляла 24 млн руб., чистый убыток — 22,8 млн руб.
Глава информационно-аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков считает логичной ориентацию на подписную модель перезапущенного проекта. Сумму сделки с новыми партнёрами эксперт оценил в 17–20 млн руб. с учётом выручки компании за 2022 год.
По мнению главы агентства «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сделка Мусаева с новыми партнёрами была безденежной. Он считает, что договор, вероятно, предполагает инвестиции новых совладельцев в развитие бизнеса. Бурмистров оценивает их размер на уровне 10–15 млн руб. в 2023 году и в аналогичную сумму в 2024-м.
Harvard Business Review — ежемесячный бизнес-журнал о менеджменте, который издаёт Гарвардский университет с 1922 года. На международном рынке издание считается конкурентом The New York Times и The Economist. В России в печать первый номер издания вышел в 2004 году. Правообладателем франшизы стала Independent Media, владельцем которой на тот момент выступал Дерк Сауэр. Спустя год компанию купила финская медиагруппа Sanoma, ей же перешла лицензия на выпуск журнала.
В 2013 году Sanoma решила продать российские активы, в 2014-м процесс ускорили поправки в закон «О СМИ», запретившие иностранцам владеть более чем 20% в российских СМИ. В 2015 году право издавать Harvard Business Review приобрёл Демьян Кудрявцев, семья которого в том же году стала единственным владельцем газеты «Ведомости». В мае 2020-го Кудрявцев признал, что Harvard Business Review достался ему от предыдущих владельцев бесплатно.
В 2020 году единственным владельцем АО «Бизнес ньюс медиа», куда входили «Ведомости» и Harvard Business Review, стал Иван Ерёмин. Год спустя он принял решение отказаться от выпуска Harvard Business Review, а затем передал права на франшизу ООО «Бизнес Инсайт Медиа». Летом прошлого года выход бумажной и электронной версий российского Harvard Business Review был остановлен из-за «заморозки» лицензии правообладателем франшизы — Harvard Business Publishing School.