Войти в почту

В Арктике построят новые морские порты

Мощность морских портов Западной Арктики к 2030 году увеличится до 149,5 миллиона тонн, сообщили в Минтрансе России. По словам экспертов, несмотря на то, что из-за санкций Россия лишилась части традиционных рынков сбыта природных ресурсов, ситуация с их поставками за рубеж стабилизировалась.

В Арктике построят новые морские порты
© Российская Газета

Однако выросшие транспортные расходы повышают себестоимость углеводородов и снижают доходы компаний. Например, "круговой рейс" из Мурманска в Китай составляет 120 суток и более. Соответственно, уменьшается и прибыль добывающих компаний. Выравнять ситуацию сможет расширение транспортировки нефтеналива по Северному транспортному коридору. Уже в эту летнюю навигацию планируется начать отгрузку нефти по Северному морскому пути из портов Балтики и Новороссийска.

Эксперты обсуждают и возможности переноса точки трансшипинга из Мурманска в восточном направлении: благодаря этому суда ледового класса смогли бы значительно сократить путь. Так, новые возможности для перевалки нефти по СМП откроет порт в ненецком поселке Индига на берегу Баренцева моря, сейчас ведется его проектирование. Федеральный мегапроект включает и строительство железной дороги Индига - Сосногорск, и разработку Пижемского месторождения титановых руд и кварцевых песков в Республике Коми.

В летнюю навигацию планируется начать отгрузку нефти по Северному морскому пути из портов Балтики и Новороссийска

Порт в Индиге - это вторые незамерзающие глубоководные ворота Западной Арктики после Мурманска: естественные глубины позволяют принимать здесь суда до 250 тысяч тонн, а остаточное тепло Гольфстрима обеспечивает практическую незамерзаемость акватории - лед в январе, феврале и марте, конечно, образуется, но небольшой.

- На первом этапе грузооборот порта составит 8,6 миллиона тонн. Впоследствии его планируется увеличить до 80 миллионов, - рассказал "РГ" представитель дирекции порта Сергей Клявин.

Проект вошел в стратегию развития АЗРФ до 2030 года: он призван вовлечь в экономику страны труднодоступные и недостаточно развитые территории Ненецкого автономного округа и Республики Коми.

Тем временем в Архангельской области в активную фазу вступает проект освоения Павловского месторождения свинцово-цинковых руд Новой Земли. Благодаря ему Россия сможет значительно сократить зависимость от импорта свинца, цинка и марганца - стратегически важных минералов. Кроме того, для разработки Павловского в губе Безымянной начинают строить новый портовый терминал мощностью 365 тысяч тонн.

Эксперты говорят, что за последнее время бизнесу пришлось вносить серьезные корректировки в реализацию проекта на Новой Земле. Так, первоначально планировалось разместить горно-обогатительный комбинат в море на понтонах, которые разрабатывали европейские партнеры (это позволило бы не тянуть коммуникации по вечной мерзлоте). Но после введения санкций планы по созданию искусственного острова пришлось оставить в прошлом - сейчас подготовлена новая концепция освоения месторождения. Проект по созданию порта на Новой Земле тоже пришлось корректировать: количество причалов увеличено с двух до четырех. Разработчики учли перспективы освоения еще одной стратегически значимой территории Новой Земли - Рогачевско-Тайнинского месторождения марганцевых руд. Оно позволит заместить потребности РФ в марганцевом сырье.