Бизнес хотят обязать оплатить разработку российского софта
Кабмин обсуждает идею введения обязательных платежей для компаний, которые используют иностранное программное обеспечение. Как сообщил премьер-министр Михаил Мишустин, половину отчислений можно направить на грантовую поддержку IT-компаний. Другая половина пойдет на формирование залоговой массы для их льготного кредитования. Платить придется до момента перехода на отечественные решения. Размер самого сбора за использование иностранного софта Мишустин не назвал.
Что думают об этом предприниматели? Business FM провела опрос.
Основатель Vengeance Games, доцент Высшей школы экономики Константин Сахнов:
«Для государства те деньги, которые можно собрать с пользователей иностранного ПО, не очень большие, потому что стоимость использования этого ПО невелика. Если мы говорим, что мы платим какой-то процент — 25% или даже 50% — от тех денег, которые мы платим иностранным компаниям за использование их ПО, на эту сумму невозможно разработать новое отечественное ПО. Разработка такого игрового движка, как Unity, может стоить миллиард рублей или больше, но лицензия для целой команды разработчиков на Unity обойдется игровой компании примерно в 40 тысяч долларов в год. Нужно какое-то невероятное количество игровых компаний, чтобы собрать такие средства и на них сделать движок. С другой стороны, для разработчиков эти доплаты могут быть большие, потому что у нас не очень высокий ROE — доля чистой прибыли. Поэтому дополнительные отчисления — снижение рентабельности бизнеса. Наличие отечественного ПО — это хорошо, мы как его пользователи сами всячески это приветствуем, сами хотим его видеть, но источник финансирования в данном случае не совсем целесообразный, я думаю, можно найти другой».
Гендиректор производителя спортивных тренажеров MB-Barbell Вадим Маркелов:
«Мы используем иностранное ПО, особенно при проектировании, и мы пока не видим российской альтернативы. Конечно, может, когда-то она появится, но пока ее нет. Дополнительные сборы по ПО приводят к тому, что бизнес начинает либо уходить в «серую» схему, либо сворачиваться, потому что он будет нерентабельный, он будет неинтересен со своими ценами на рынке».
Партнер рекламного агентства Grape Владимир Гарев:
«Когда предлагается доплачивать, значит, государство должно брать на себя какие-то обязательства, в отличие от компаний, которые сейчас обязательства на себя не берут, что это программное обеспечение будет работать или оно будет работать так же, как лицензионное. Не очень понятны механизм регулирования и контроля за этим, механизм ответственности государства, за что ты платишь деньги. То, что ты платишь их за развитие отечественного софта, понятно, но тебе нужно, чтобы у тебя какое-то время работал зарубежный софт. Он будет работать? Государство берет на себя обязательства, что он будет работать? За это логично давать какие-то отчисления. А просто так отдавать… Здесь, я думаю, никто не будет спрашивать нас. Это все будет добровольно-принудительно или просто принудительно. Нам предлагается проинвестировать отечественный софт. Как инвесторы мы что получим? Я думаю, что ничего, кроме отечественного софта, который будет тоже стоить довольно дорого. Я думаю, мы на правах инвесторов не получим отпускные или три года бесплатного использования отечественного софта. С другой стороны, я не очень понимаю и механизмов контроля государства за этим».
Ранее в мае «Ведомости» сообщали, что Минцифры готовит обновленную версию законопроекта о принудительном лицензировании зарубежного софта. Согласно инициативе, отечественные компании смогут продолжать легально использовать иностранные программы, отчисляя средства на специальный счет.