Время и деньги: почему большинство западных компаний пока не уходят из России. Комментарий Семена Новопрудского
Через 15 месяцев рекордных экономических санкций против России большинство компаний из так называемых «недружественных» стран продолжают работать на российском рынке. Почему так происходит?
Президент Ассоциации итальянских предпринимателей в России (GIM Unimpresa) Витторио Торрембини на днях заявил, что большинство итальянских фирм, ранее представленных на российском рынке, по-прежнему работают в России. «Это 150 частных компаний, что входят в GIM Unimpresa. 99% сотрудников, работающих в них, приблизительно 65 тысяч человек, — россияне. Годовой оборот этих компаний равен почти 6 млрд евро», — сообщил он. По словам Торрембини, эти компании выпускают макароны, сыры, колбасы, строительные материалы, представлены в фармацевтике и химической промышленности.
Слова главы Ассоциации итальянских предпринимателей в России (которая, к слову, как ни в чем не бывало тоже продолжает действовать) подтверждаются и сводной статистикой. По данным исследования экономистов швейцарского института IMD и Университета Санкт-Галлена Никколо Пизани и Саймона Эвенетта, на конец 2022 года Россию покинули только 8,5% работавших в стране западных компаний (имеется в виду «коллективный Запад», то есть и компании некоторых азиатских стран, присоединившихся к санкциям, например Японии). Из ушедших на тот момент Россию покинули около 18% дочерних компаний из США, 15% — из Японии и 8,3% — из Евросоюза. Среди оставшихся в России почти 20% приходится на компании из Германии. В первой половине 2023 года никакого тотального ухода иностранных компаний с российского рынка тоже не наблюдалось.
Итак, большинство иностранных бизнесов по-прежнему не ушли с российского рынка. Некоторые нашли покупателей на свои активы внутри России, причем новые хозяева запускают бизнес по модели франчайзинга. Другие компании представлены на российском рынке через параллельный импорт. Но в данном случае интереснее логика действий тех иностранных компаний, которые остаются работать в России, представляя государства, которые сами российские власти официально называют «недружественными», а считают и вовсе враждебными.
Разумеется, не всем иностранным компаниям в силу масштабов и особенностей их бизнеса легко уйти из России. Одно дело, когда вы какой-нибудь знаменитый транснациональный, но при этом массовый и простой бизнес. Тут все просто: был McDonald’s — стал «Вкусно — и точка». И совсем другое, если вы «дочка» иностранной банковской группы, например «Райффайзен». Во-первых, есть законодательные ограничения на сделки по продаже стратегически важных иностранных бизнесов внутри самой России. Во-вторых, несмотря на внешнее давление, довольно трудно покидать рынок, на котором из-за санкций против главных конкурентов можно в одночасье стать чуть ли не главным банком внешнеэкономических расчетов и заработать более 140 млрд рублей годовой прибыли.
Но кроме объективных трудностей ухода из России, иностранные компании из «недружественных» стран остаются еще по двум принципиальным причинам. Эти причины — время и деньги. Некоторые компании пытаются продолжать работать в России в надежде дождаться, пока переменится политическая конъюнктура. Другие — прежде всего не особенно известные в мире, не транснациональные, не очень крупные и не очень заметные — просто зарабатывают деньги на выгодном для себя рынке и не готовы отказываться от этих доходов.
Важно понимать, что формально ни одна страна мира запретов на работу своих компаний в России не вводила и, будьте уверены, не введет. Санкции против своих компаний пока не додумалось применять ни одно государство.
История человечества не раз демонстрировала, что бизнес-связи устойчивее политических, не всегда напрямую зависят от них или подчиняются политическому давлению. Даже когда в отношениях государств случается форменная катастрофа, бизнес до последней возможности пытается сохранить связи, основанные на взаимной выгоде и естественном стремлении любого предпринимателя и любой компании зарабатывать прибыль.
Разумеется, у каждого такого решения всегда есть моральная цена. Можно обвинять бизнесменов в цинизме или бездушии. Но, как правило, на руинах дипломатии именно бизнес и культура становятся первыми строителями нового здания межгосударственных отношений. Торговля и бизнес важнее и порой умнее политики.