Эксперт оценил последствия либерализации оптовых цен на газ
"Газпром" предложил либерализовать оптовые цены на газ для промышленных потребителей в отдельных регионах, ввести их сезонную дифференциацию и запустить систему коммерческой балансировки. Доцент Финансового университета при правительстве РФ Леонид Крутаков в интервью "Коммерсанту" рассказал, насколько это необходимо рынку, и что из себя представляет либерализация. По его словам, либерализовывать рынок надо, так как это подразумевает равные условия. Поэтому их надо обеспечивать не только в доступе к внутреннему потребителю, но и, например, в доступе к газовой инфраструктуре, уточнил он. Эксперт отметил, что "Газпром" хочет либерализовать рынок, но оставить доступ к трубе себе. По его мнению, логично вывести это в отдельную компанию и подчинить ее государству, которое будет устанавливать тарифы. "Если ты произвел топлива больше, чем можешь реализовать на рынке, тебе негде его хранить, ты должен продать его "Газпрому" и, понятно, с дисконтом, потому что тебе некуда девать эти объемы. При этом надо отметить, что 70% инвестиций компании за последние годы были направлены не на развитие внутренней трубопроводной системы, системы хранения газа, инфраструктуры, а в экспорт", - сказал Крутаков. Он напомнил, что сегодня независимым производителям отказывают в доступе к трубе и к ПХК, потому что нет мест. "Мы это не развили и, судя по всему при монопольном владении развивать и не будем. Во-вторых, необходимо либерализовать доступ к ресурсам", - пояснил эксперт. Также он подчеркнул, что при возможной либерализации будет прямая конкуренция с независимыми поставщиками. Помимо "Газпрома" таких главных игрока на рынке два — "Роснефть" и НОВАТЭК. Эксперт считает, что в данной конструкции, в которой существует российская газовая инфраструктура, консенсус невозможен, поскольку "Газпром" обладает колоссальными преимуществами перед остальными. По мнению Крутакова, несложно предсказать, к чему приведет предлагаемая "Газпромом" либерализация потребительского рынка России при сохранении его монопольного положения в транспортной сфере и экспорте. "Я бы начал с вывода инфраструктуры из-под контроля "Газпрома" по примеру Китая, ЕС, Америки, где тоже долго решали проблему с трубами. Потому что при нынешней структуре рынка либерализация обернется монополизацией", - заявил он.