FESCO купила шесть контейнеровозов для торговли с Китаем

Российская транспортная группа FESCO купила шесть контейнеровозов почти за 20 млрд рублей для торговли с Китаем. По словам руководства группы, они будут работать на прямом морском сервисе из КНР в Санкт-Петербург через Суэцкий канал.

FESCO купила шесть контейнеровозов для торговли с Китаем
© BFM.RU

Также FESCO рассматривает возможность приобретения нового терминала и формирования собственного профильного флота на Каспии. Обсуждается покупка действующего терминала в Азово-Черноморском бассейне. При этом группа не оставляет планов по покупке собственного терминала на Балтике.

После ухода из России иностранных компаний на рынке возник дефицит контейнеровозов. И такой шаг в развитии российских морских перевозок — это очень хорошая новость, говорит основатель и генеральный директор международной логистической компании «Орлан» Елена Глебова:

— В новостях промелькнуло, что помимо Балтики будет задействована акватория Черного и Азовского морей, мы расцениваем это тоже как позитивный шаг, потому что в данный момент, насколько мы знаем, Россия полностью контролирует Керченский пролив, и беспрепятственное прохождение судов из порта «Азов» и черноморскую акваторию в сторону Босфора открывает нам свободную торговлю для экспорта, например, минеральных удобрений, пиломатериалов, сельхозпродукции в страны Северной Африки и Ближнего Востока. Что касается Каспия, это наши ворота в Шелковый путь, соединение с Ираном, выход на Восток. Мы думаем, что в связи с тем что будет конкуренция, то, может быть, ставки будут интересные. Жаль, что мы не можем из Китая плыть в Архангельск, условно, потому что Северный морской путь пока открыт для очень узкого круга предприятий, возможно, когда-нибудь он будет коммерческим, и тоже будет интересно доставлять морские грузы из Китая по Северному морскому пути в Европейскую часть России через север.

— С контейнеровозами такая серьезная и напряженная ситуация в последнее время была, их не хватает?

— Напряженная ситуация всегда идет на железнодорожном полотне, то есть очень серьезные проблемы мы испытываем на погранпереходах через Монголию, Казахстан, Забайкальск, когда мы везем контейнеры по ж/д. Когда там образуются сумасшедшие пробки, все бегут в сторону моря. Потом на море образуются, например в Пусане, свои пробки, и потом все оттуда бегут обратно на ж/д. Контейнерный рынок очень подвижен, и в зависимости от того, где хорошо, туда все бегут, даже иногда невзирая на ставки.

Как заявили в FESCO, за этот год собственный флот группы увеличится на четверть, а его общая вместимость в полтора раза. До покупки контейнеровозов в ее парке было 26 судов. Также группе принадлежат Владивостокский морской торговый порт, железнодорожные операторы «Трансгарант» и «Дальрефтранс».

Ранее крупнейшим держателем акций FESCO был миллиардер Зиявудин Магомедов, которого зимой прошлого года приговорили к 19 годам лишения свободы по делу о хищениях и мошенничестве. В начале этого года суд конфисковал его акции в пользу государства.

В итоге компания одна из немногих в России может позволить себе такую покупку судов, говорит владелец группы компаний «Инмарин» Кирилл Маслов:

— Мы уже на протяжении года наблюдаем возросший спрос, большое количество запросов на контейнерный флот, причем из всего вала, надо отметить, это всего 10% компаний, потенциальных судовладельцев, которые реально готовы и могут покупать флот за границей. Это и вопросы трансграничного структурирования бизнеса, финансирования, поэтому по большому количеству обращений мы видим только возможность и предложения восстанавливать работу старых советских судов, которые могут возить контейнеры типа СТК, СТ и прочие. Поэтому такая огромная покупка больших современных контейнеровозов, сразу шесть штук, — большой прорыв. Хотелось бы думать, что какое-то количество судов получит и российский флаг для каботажа, потому что есть спрос на работу для таких судов практически во всех регионах, на всех направлениях.

— Не возникнут у ФАС вопросы к FESCO, все-таки значительное увеличение доли, или в этой ситуации уже хоть кто-нибудь хоть как-нибудь бы расширился?

— Суда, которые могут возить контейнеры, есть, и за последние годы российский флаг прирастал такими судами, но их наличие, количество под российским флагом еще не такое высокое. А если мы говорим про то, что это будет контролируемый флот под иностранным флагом, я думаю, что здесь риски в меньшей степени вероятны.

— Все-таки FESCO тогда станет наиболее влиятельной компанией?

— Сложно сказать, потому что есть другие игроки рынка, которые практически всякий раз, особенно при национальных перевозках, откликаются на запросы российских перевозчиков, поэтому, кажется, пока что рано так говорить.

Первый из шести новых контейнеровозов — «Капитан Щетинина» — уже вышел в рейс. Он назван в честь первой женщины — капитана дальнего плавания в мире. Она работала в Дальневосточном морском пароходстве, которое сегодня является головной структурой FESCO.