Войти в почту

Варшава претендует на роль газового хаба в Восточной Европе

Польша на фоне санкций Евросоюза полностью прекратила импортировать российский газ в 2022 году, хотя еще в 2021 Россия оставалась одним из ключевых экспортеров газа в Польшу. Российские поставки обеспечивали почти половину (46,7%) всего потребляемого газа или 55% потребляемого импортного газа, по данным за 2020 год.

Варшава претендует на роль газового хаба в Восточной Европе
© Российская Газета

Варшава не собирается продлевать контракт с "Газпромом", действовавший до конца 2022 года, поставки российского газа в Польшу были приостановлены еще весной прошлого года. В результате, по данным польского Управления по регуляции энергетики (URE), во втором квартале 2022 года цена контрактов на закупку газа на Польской энергетической бирже выросла на 246%. Польша после непродолжительной паузы возобновила импорт газа из России. Лишь в декабре 2022 она полностью прекратила закупки российского газа.

Произошло это во многом из-за того, что невозможно было быстро найти свободный объем природного газа на рынке. А газовые хранилища Польши объемом 3,2 млрд м3 не способны и на 20% покрыть ее годовые потребности в газе, которые составляют 20 млрд м3. С учётом того, что, по данным Международного энергетического агентства, потребление газа в Польше постоянно росло до 2021 года, резкое сокращение его потребления стало сильным ударом для экономики страны.

Для России же потеря польского газового рынка не особенно чувствительна. По данным ФТС, в 2021 году РФ экспортировала 251 млрд м3 газа и лишь 10,5 из них в Польшу.

Томаш Стэмпень, президент компании Gaz-System, оператор системы транспортировки газа в Польше, прогнозировал, что в 2022 и 2023 году произойдёт снижение потребления газа Польской Республикой с 20 млрд м3 до 18 млрд м3, что явно ниже потребностей государства. Притом, потребление газа в Польше еще в 2019 году составляло 21,38 м3, а до этого постоянно росло (кроме 2014 года). Если в 2001 году доля газа структуре энергопотребления Польши составляла 11,94%, то в 2021-м, по данным "Статистического обзора мировой энергетики BP 2022", уже 18,84%, при этом уступая и углю (42,38%), и нефти (31,02%). Основным потребителем газа в республике выступает промышленный сектор, потребляющий 51,4%.

Сейчас Варшава пытается переориентировать свой рынок на сжиженный природный газ (СПГ). Его импорт в 2022 году вырос на 73% и превысил миллион тонн по сравнению с 585 тысячами в 2021-м, по данным Центрального статистического управления Польши (GUS). Кроме того, запущен газопровод Baltic Pipe, ведущий из Норвегии в Польшу. Уже в ноябре он достиг полной загрузки мощностей (10 млрд м3 в год). Он сможет полноценно заместить поставки газа из России, которые за последние 5 лет не превышали 11 млрд м3 в год.

"Польша попыталась заменить российский газ поставками из Норвегии по газопроводу Baltic Pipe. Поскольку этим газопроводом пользуется и Германия, возможен рост напряженности между двумя странами, - считает Константин Харченко, кандидат социологических наук, доцент Финансового университета при правительстве РФ. - Польша претендует на роль нового газового хаба для европейских потребителей и усиленно готовится к этой роли, однако это не представляется возможным с учетом географического фактора, сжатых сроков и необходимости технических компетенций. Это было бы возможно при сохранении поставок российского газа".

В 2022 году были открыты газопроводы GIPL между Польшей и Литвой, а также Польша-Словакия. Их мощностей пока вполне хватит, чтобы удовлетворить запросы местных рынков: в случае газопровода Польша-Словакия - 4,7 млрд м3 газа ежегодно в сторону Словакии и 5,7 млрд м3 в сторону Польши. Пропускная способность GIPL заметно скромнее - из Польши в Литву она должна составить 2,4 млрд м3, а из Литвы в Польшу - 1,9 млрд м3. Газопроводы фактически дали возможность экспортировать газ как с юга (через хорватский терминал СПГ у острова Крк, далее через Венгрию и Словакию), так и с севера (газопровод Balticconnector соединяет Финляндию, арендовавшую плавучий терминал СПГ, и Эстонию, а Эстония соединена другими газопроводами с Латвией и Литвой).

План по экстренной перестройке газовой инфраструктуры был "успешно реализован", несмотря на военный конфликт на Украине и последствия пандемии коронавируса, отмечает издание Wysokie Napięcie. Однако произошёл пересмотр подхода к газу и начался "поиск альтернатив его использованию в тех сферах, где его относительно легко заменить".

Несмотря на надежды Варшавы и впоследствии стать новым газовым хабом в Восточной Европе, "инфраструктуры для его создания недостаточно", указывает газета Rzeczpospolita. Издание называет одной из проблем низкую ликвидность польского газового узла, что мешает созданию полноценного хаба. К достоинствам польского узла газета относит высокую конкуренцию и выгодное географическое положение.

"Польша давно формирует газовый хаб на своей территории. Однако резкий отказ от поставок российского газа негативно повлиял на ее экономику. Кроме того, не стоит забывать, что Польша больше не получает прибыли от транзита газа в Германию. Россия же переориентируется на экспорт газа в другие государства", - говорит Владимир Миловидов, доктор экономических наук, доцент ИМЭМО РАН.

Очевидно, что Польша, переориентируясь на западные энергоресурсы, действует не в своих национальных интересах, будучи по факту лишена суверенитета, резюмирует Харченко.