Судам могут разрешить разрывать договоры задним числом
Обновлено в 21:40
Минюст предложил разрешить судам разрывать договоры задним числом. Ведомство подготовило поправки в Гражданский кодекс. По информации РБК, изменения касаются расторжения или корректировок договоров ввиду новых обстоятельств. Таким образом, суды сами смогут определять, какую устанавливать дату.
Издание отмечает, что это делается в том числе для защиты бизнеса, пострадавшего от срыва поставок иностранными контрагентами. Комментирует генеральный директор юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемодановъ» Алексей Петропольский:
Алексей Петропольский генеральный директор юридической компании Urvista, владелец сети кофеен Take & Wake и совладелец бутик-отеля «Чемодановъ» «Проблем может быть масса. Суды с учетом скорости арбитража, они как раз подходят к решениям первых инстанций с момента начала спецоперации. Если действительно этот закон будет работать и Минюст будет давать четкую расшифровку, а суды будут четко понимать, как им действовать, многие предприятия будут сохранены от банкротства. Нужен правовой рычаг, чтобы эти деньги списывать, поскольку от них здесь мало что зависело, и границы перекрыли одним днем. Суды действительно встают на сторону тех, чьи обязательства не были исполнены. Юридически на это имели полное право, потому что начало спецоперации на юридическом языке ничего не значит и для суда не является послабляющим или оправдательным фактором. Поэтому многие этим занимаются и зарабатывают на этом деньги, банкротят компании на абсолютно ровном месте, от не зависящих от собственников бизнеса причин, которые попали в такую ситуацию».
По действующим сейчас нормам обязательства сторон считаются измененными или прекращенными, если они заключили новое соглашение. Если вопрос о пересмотре или расторжении договора решается в суде, то обязательства считаются таковыми только после вступления решения суда в силу.
О плюсах и минусах инициативы говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Когда нужно расторгнуть договор, потому что понятно, по внешнеполитическим причинам ты не можешь исполнить обязательства, таких споров масса, очевидно, что нужно приветствовать это, иначе ты будешь судиться три-пять-шесть месяцев в год. Получается, все это время ты несешь риск, допустим, штрафных санкций. Но какая будет правоприменительная практика, тем более что будет являться основанием для расторжения договора, уже другая история. Как будет применяться основание для расторжения, какие основания для расторжения — есть вопросы. Говорится: гладко было на бумаге, а забыли про овраги. Сама по себе концепция правильная, на какую дату, что будет являться основанием для расторжения договоров? Тем более надо понимать, что сроки уже идут, и спецоперация длится почти год, и по большому счету мы живем в новых реалиях с точки зрения пунктов расторжения договоров. Я боюсь, что новая практика даст еще больше работы адвокатскому сообществу».
Насколько санкции задержали исполнение обязательств по договорам и как теперь с этим быть в судах? С этим вопросом радиостанция Business FM обратились к предпринимателям:
Глава «НДВ групп» Александр Хрусталев:
«Мы работаем с зарубежными поставщиками, которые ведут себя крайне некрасиво, блокируют, особенно наши клиенты. Это касается, например, тех же самых автомобильных производителей, люди покупали дорогие машины, их просто бросили без обслуживания. То же самое по вертолетам, где компания, например, Airbus ведет себя даже не хочется говорить, как. В данном случае суды, наверное, будут не столько против клиентов, хотя клиенты будут страдать по итогу, сколько для защиты бизнеса, чтобы он не развалился от исков клиентов внутри России. А иностранные компании ведут себя некорректно. Поэтому эта инициатива действительно может помочь спасти бизнес во многих направлениях, это касается, например, поставщиков строительных материалов. Я считаю, что инициатива правильная. Если есть возможность произвести какую-то замену или еще что-то, то нужно хотя бы лаг во времени давать, чтобы на бизнес не распространялись судебные издержки и чтобы требования клиентов не падали на российский бизнес из-за того, что иностранные партнеры повели себя нехорошо».
Управляющий директор группы компаний «Совтрансавто» Владимир Тян:
«В логистике такие потенциальные ситуации возникают постоянно, потому что там все меняется, то есть новые пакеты в новой трактовке, плюс существующие [санкции] трактуют люди по-разному. Бывает, что груз по какой-то причине не может пересечь границу, потому что таможенная служба трактует его как санкционный груз, или считает перевозчика или исполнителя лицом, нарушающим санкционный режим. Таких случаев довольно много, особенно много их было в середине прошлого года было. Тут вытекает два вывода. Первый — да, такая опция может пригодиться какому-то подрядчику для того, чтобы на нее можно было сослаться. Второй: подчас бывает довольно сложно оценить, прямое или косвенное воздействие временных факторов, в том числе санкционного плана, на возможность исполнения своих обязательств. Но и для того, чтобы эту систему нельзя было хакнуть, скажем так, это потребует все равно каких-то индивидуальных решений, прямой причинно-следственной связи всегда нельзя будет установить».
Гендиректор компании-производителя инженерной сантехники «МастерПроф» Павел Брун:
«У нас таких сложностей сейчас нет. Безусловно, были сложности с поставками, но со всеми сетями мы договорились, со всеми сетями мы нашли какой-то компромисс. Мы со своей стороны поставляли и максимально обеспечивали уровень сервиса, максимально закрывали их потребности в продукции, а они отзывали те штрафы. которые нам должны были приходить за недопоставки. У нас судов никаких нет, нам данная норма как таковая не нужна. Но я уверен, что есть компании, безусловно, которым она будет полезна».
В пресс-службе Минюста сообщили, что законопроект будет рассмотрен на заседании правительства, а затем направлен в Госдуму.