РРПК попала в сети санкций: траулеры компании застряли на стапелях
Из 10 траулеров, которые «Русская рыбопромышленная компания» (РРПК) обещала построить в рамках программы инвестквот на российских верфях до конца 2025 г., строительство шести приостановлено. А сроки спуска на воду судов могут сдвинуться до 2030-2031 гг. Об этом говорится в письме Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) в правительство РФ, которое организация продублировала в своем тг-канале.
Речь идет о контракте с «Адмиралтейскими верфями» на строительство траулеров проекта ST-192. По нему, как известно, сдан в эксплуатацию «Капитан Вдовиченко», а в конце декабря 2022 г. были завершены работы по заводским ходовым испытаниям большого морозильного рыболовного траулера «Механик Маслак». Еще один супертраулер, «Владимир Лиманов», также сдан, но он был построен на верфи Tersan (Турция).
«Строительство шести судов приостановлено из-за санкций. Потребуется полная замена основных узлов судна (главные и вспомогательные двигателя, винты регулируемого шага, главные распределительные щиты, рулевые и подруливающие устройства, насосы, палубное оборудование, промысловое оборудование, оборудование фабрики и многое другое) и, как следствие, полное перепроектирование», – говорится в письме ВАРПЭ.
Дело в том, что поставщики дизелей, винтов регулируемого шага, рефустановок, оснащенных сложной электроникой, применяют так называемое чипирование. То есть человек, не имея соответствующего ключа или пароля, не может производить регулировки и настройки механизмов. Взлом пароля, как правило, приводит к тому, что большинство функций и регулировок становятся недоступны, что в конечном счете приводит или к некорректной работе механизма, или к выходу его из строя.
В ассоциации отмечают, что РРПК нашла другого производителя дизелей – в Китае. Но проблема в том, что завод использует немецкие комплектующие для создания узлов поршневой группы, топливной аппаратуры, коленчатых валов. На данную продукцию выписываются отдельные сертификаты классификационного общества (регистра), на которых указывается идентификационный номер судна.
«Следовательно, будет виден конечный получатель продукции, что влечет за собой риск непоставки продукции из-за санкций, – считают в ВАРПЭ. – С большой степенью уверенности можно утверждать, что «Адмиралтейские верфи» смогут исполнить контракт с РРПК не ранее 2030-2031 гг.».
Схожая ситуация возникла и у группы компаний «Норебо» с АО «Северная верфь», подчеркивают в ВАРПЭ. Контракт компании с верфью подписан на 10 траулеров проекта 170701 со сроком сдачи до 2025 г., но выполнение четырех заказов приостановлено. «Ситуация зеркально схожа с судами РРПК. Тот же китайский завод, те же немецкие комплектующие, только дизели мощностью 6000 кВт. С 2019 г. их произведено 30 единиц. Сроки окончания строительства данной серии просматриваются не ранее 2030 г.», – полагают в ассоциации.
Напомним, основатель РРПК Глеб Франк считается идеологом проведения реформы в рыбной отрасли под девизом «Квоты под киль». При этом сам он из-за включения в SDN-лист Минфина США был вынужден продать долю «Русской рыбопромышленной компании» и выйти из состава участников организации. 99,9% долей уставного капитала компании сейчас принадлежат группе «Ост инвест холдинг».