Вопросы эффективности бизнеса и роста производительности труда в условиях санкций становятся еще более острыми. В современном мире пытаться их решить без цифровой трансформации производства — практически утопия. Сможет ли Россия продолжить двигаться в этом направлении в изоляции от западных рынков? Руководитель направления систем бизнес-аналитики и математической оптимизации BIA Technologies Станислав Воронин утверждает, что да.
Почему нам не обойтись без цифровой трансформации?
Будучи отрезанными от ряда рынков производства, мы не можем пользоваться экономическими преимуществами глобализации и страновой специализации труда. Технологии необходимо разрабатывать и производить внутри страны, что по определению выходит дороже. Чтобы не допускать внутреннюю инфляцию, мы должны найти способ снизить себестоимость производства. В последние десятилетия ключевым фактором снижения издержек и роста эффективности является цифровая трансформация. Задача цифровой трансформации лежит в области автоматизации бизнес-процессов и получения эффективности за счет внедрения цифровых технологий.
Львиная доля проектов по цифровизации сосредоточена всего в трех ключевых технологических областях:
Компьютерное зрение
Технологии компьютерного зрения используются преимущественно для различного рода контрольных мероприятий, будь то контроль за составом исходных компонентов, качеством готовой продукции или состоянием технического обеспечения на производстве.
Цифровые советчики
В основе цифрового советчика лежит нейронная сеть, которая анализирует текущее состояние производственного процесса или сырья, используемого при производстве, и рекомендует оператору оптимальное решение (например, по идеальному составу при выплавке определенной марки стали). Такого рода советчики особенно распространены в металлургической, химической и лесной промышленности.
Математическая оптимизация
Пока что менее распространенное в России, но не менее важное с точки зрения снижения производственной себестоимости направление для цифровой трансформации — это решение задач оптимизации, как в производственном планировании, так и во внутрицеховой логистике и цепочке поставок готовой продукции.
Что нужно для цифровой трансформации?
Для эффективной работы цифровых сервисов требуются две составляющие: «железо» (инфраструктура, оборудование, датчики и т. п.) и программное обеспечение (софт). И здесь мы сталкиваемся со сложностями: в текущей ситуации мы оказались отрезанными как от ряда иностранных IT-разработок, так и от оборудования и запчастей. Однако спешу всех успокоить — поводов для паники нет.
Последние два десятилетия в России происходило обновление производственного парка на многих средних и крупных предприятиях. Благодаря этому в стране значительно выросло количество станков с ЧПУ, созданы беспроводные сети для передачи данных (в первую очередь, не общеупотребимые сети 4G/5G, а специальные промышленные стандарты) и заложена хорошая база для развития интернета вещей на производстве. Кроме того, частично продолжаются поставки необходимой техники и комплектующих из стран Юго-Восточной Азии.
Что касается софтверной составляющей, более 50% всех проектов по цифровой трансформации на российском рынке и раньше реализовывалась на базе отечественного программного обеспечения или же заказной разработки, осуществляемой российскими специалистами. В стране нет острого дефицита компетентных разработчиков, которые способны создать аналоги всех ушедших иностранных систем в период, не превышающий 3–5 лет. Что еще важнее — мы можем получить решения, которые будут изначально заточены под нашу специфику.
Большую роль здесь играют и развернутые меры господдержки. Причем помимо грантов для IT-отрасли от Российского фонда развития информационных технологий, поощряются и сами предприятия, внедряющие ИТ-системы на своем производстве. В рамках национального проекта «Производительность труда» государство субсидирует проекты по цифровой трансформации промышленных предприятий, направленные на рост производительности труда. По этой схеме поддержку получили уже более 4 000 компаний.
Какое будущее у цифровой трансформации?
Поскольку технологии компьютерного зрения и цифровых советчиков уже используются на большей части крупных промышленных предприятий страны, в ближайшее время на первый план должны выйти разработка и внедрение различных решений по оптимизации производства. Они позволят предприятиям более эффективно использовать оборудование и снижать производственную себестоимость за счет более рационального использования имеющихся ограниченных ресурсов.
Стоит отметить, что речь идет о сложных вычислительных системах, в ядре которых находятся универсальные программы-солверы («решатели»). Поскольку все солверы, использовавшиеся до недавних пор в нашей стране, были западными, в данный момент российские разработчики бросили свои силы на создание альтернатив. Одна из них — платформа для разработки, развертывания, оркестрации и выполнения оптимизационных моделей BPLEX — уже зарегистрирована в реестре отечественного ПО и начинает внедряться в ряде компаний.
С уверенностью можно сказать, что благодаря существующему парку современного оборудования, интеллектуальным ресурсам, рыночному спросу и государственной поддержке, в России есть все составляющие для дальнейшего развития процессов по цифровой трансформации производства.
Полная версия материала доступна в «ИКС ТВ».