Войти в почту

Испытание дефицитом: удастся ли Венгрии найти бензин и сдержать цены на продукты

Еще совсем недавно Венгрия могла показаться неким островком стабильности в европейском океане санкционных бурь и энергетических штормов. Однако на прошлой неделе ее саму накрыло волной дефицита бензина, что вылилось в огромные очереди на автозаправках. Правительству же пришлось принимать экстренные и весьма непопулярные меры. И все это на фоне крайне высокой инфляции и конфликта с Еврокомиссией, которая продолжает удерживать очень нужные Венгрии средства на сумму €13,3 млрд. Конечно, ко дну этой стране пойти не дадут — как-никак часть общего пространства ЕС. Но эксперты предупреждают: ситуация стабилизируется в лучшем случае лишь через несколько месяцев.

Испытание дефицитом: удастся ли Венгрии найти бензин и сдержать цены на продукты
© ТАСС

Пример из учебника

На новоселье принято приходить с подарками. Вот и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан приехал на открытие новой штаб-квартиры крупнейшей национальной нефтегазовой компании MOL не с пустыми руками. Кстати, ее офисному комплексу со 143-метровой башней, который был спроектирован в Будапеште британским архитектурным бюро Foster + Partners, могла бы позавидовать любая международная корпорация. Буквально накануне торжества правительство объявило, что в стране отменяются льготные цены на бензин и дизельное топливо, действовавшие с ноября 2021 года.

MOL, которая обеспечивает своей продукцией 85% заправочных станций в Венгрии, давно добивалась этого решения. Однако кабмин решился на это только после того, как примерно на одной половине АЗС по всей стране выстроились огромные очереди из автомобилей с пустыми баками, а другая половина и вовсе приостановила работу. И уже через пару дней после отмены потолка цен на заправках, словно по волшебству, появилось топливо.

Уточню, льготная цена при продаже ограниченного количества 95-го бензина составляла в Венгрии 480 форинтов за литр (около €1,2). Коммерческая цена — примерно на 40% выше. При этом многие местные сходятся во мнении, что пусть уж лучше бензин продается по более высоким ценам, чем его вообще не будет на заправках.

Одновременно правительство объявило о повышении более чем в два раза налога на сверхприбыль MOL от продажи ее продукции по коммерческим ценам, который будет направляться в специальный резервный фонд. Однако компания в обиде не останется: по подсчетам аналитиков, отмена предельных цен может увеличить продажи MOL в следующем году минимум на €500 млн, что с лихвой компенсирует усиление налоговой нагрузки.

При этом правительство попросило Еврокомиссию освободить Венгрию до конца 2023 года от необходимости повышать акцизы на бензин и дизельное топливо до общеевропейского уровня. Но даже если ему в этом откажут, рост акцизов — пусть и небольшой — все равно будет переложен на плечи потребителей. Поэтому генеральный директор MOL Жолт Хернади, сидя в своем кабинете на шестом этаже новой штаб-квартиры в динамично развивающемся столичном районе Ладьманьош, демонстрирует полное смирение. "Никому не нравятся специальные налоги и дополнительные сборы, однако у такой крупной компании, как MOL, должно быть чувство ответственности, и если раз в 10–12 лет это будет делаться на временной основе, а в остальное время мы будем иметь возможность нормально работать, то мы с этим согласны", — сказал он в интервью интернет-изданию Telex.

Причины дефицита Хернади объясняет следующим образом: "В Венгрии за последний год потребление бензина выросло на 10%, в то время как в других странах оно снизилось. Топливо здесь было дешевле, чем в других местах, а поставки сократились, импорт исчез". Было и еще одно осложняющее обстоятельство: принадлежащий MOL крупный Дунайский НПЗ в Сазхаломбатте после планового ремонта не смог возобновить производство на полную мощность — в ходе профилактических работ обнаружились новые неполадки.

Независимые эксперты в целом согласны с мнением Хернади. После отмены пандемийных ограничений люди стали больше ездить (кто проведать бабушку, кто на уик-энд в соседнюю Австрию или Хорватию), внутреннее производство не покрывало потребности в бензине, а импорт стал невыгодным из-за потолка цен. Административное вмешательство, пусть и предпринятое из лучших побуждений, нарушило равновесие на рынке — "пример из учебника" по экономике, считает гендиректор MOL.

По его оценкам, теперь "потребуются недели", чтобы ситуация с поставками топлива пришла в норму. "Мы уверены, что очереди на АЗС будут ликвидированы в ближайшее время, но полная нормализация может занять несколько месяцев", — предупредил Хернади.

Дотянуть до Пасхи

Льготные цены были установлены в Венгрии не только на бензин, но и на основные продовольственные товары (с февраля текущего года): яйца, картофель, сахар, пшеничную муку, подсолнечное масло и куриное мясо. Как сообщают источники, правительство хотело бы сохранить ограничения по крайней мере до Пасхи, которая по католическому календарю будет отмечаться 9 апреля 2023 года. В кабинете министров заявили, что решение будет принято "исходя из ситуации на рынке и потребностей венгерских семей".

Между тем в местных продовольственных магазинах уже наблюдались временные перебои с отдельными продуктами из льготного списка — в частности, с сахаром: случалось, что его не было на полках даже в супермаркетах. Предполагаю, что причина та же — импортеры не торопятся ввозить его в условиях низких цен. К тому же лет 30 назад в Венгрии было 12 сахарных заводов, а сейчас остался лишь один, который обеспечивает потребности внутреннего рынка в лучшем случае на четверть. С учетом социальной важности проблемы власти намерены ужесточить контроль за поставками, но поможет ли?

Примечательно, что на днях о возможных ошибках правительства заговорил даже председатель Национального банка Венгрии Дьердь Матолчи. Выступая на закрытом заседании экономического комитета парламента, он сообщил, что ситуация крайне тяжелая, инфляция продолжает расти и Венгрия в 2023 году может оказаться "в пятерке наиболее уязвимых стран мира". Депутаты от оппозиции немедленно разнесли его слова, и правительству пришлось давать пояснения.

Пока оно подтверждает свой прежний социально ориентированный курс. Как заявил парламентский госсекретарь в канцелярии премьер-министра Балаж Фюрьеш, планируется сохранить субсидии на оплату коммунальных услуг, сдерживать рост цен на продукты и бензин, помогать малому бизнесу и защищать интересы венгерских семей. Так, министр без портфеля Тибор Наврачич, курирующий вопросы регионального развития и распределения средств из европейских фондов, заявил, что "к 2030 году Венгрия может войти в пятерку самых благоприятных для жизни государств Европейского союза".

Еврофонды и Клара-доллар

Так в какой пятерке окажется Венгрия? Думаю, во многом это будет зависеть от решения тех вопросов, которыми занимается Наврачич: а именно от выделения Венгрии средств из Фонда экономического восстановления ЕС после пандемии и Фонда сбалансированного развития на общую сумму €13,3 млрд. Пока ЕК придерживает эти деньги под предлогом, что Венгрия не предприняла необходимых мер для борьбы с коррупцией и соблюдения принципа верховенства права в стране. Правительство, со своей стороны, утверждает, что все 17 условий, согласованных с Еврокомиссией, выполнены, а претензии к нему продиктованы исключительно политическими причинами.

Тем временем между Будапештом и Брюсселем продолжается заочная полемика из-за разногласий по вопросам миграции, санкций и отношения к ЛГБТ. Венгрия добилась для себя освобождения от ряда санкций против российских нефти и газа, отказалась поставлять оружие Украине, не поддержала совместный кредит ЕС для этой страны на сумму €18 млрд и выступила против ограничений в отношении российской ядерной энергетики, заявив, что это для нее красная черта (венгерская АЭС "Пакш" работает на российском ядерном топливе).

Все это вызывает раздражение в Брюсселе, где, очевидно, до сих пор не могут смириться с победой партии Орбана на последних парламентских выборах, состоявшихся в Венгрии в апреле этого года. В свою очередь, в Будапеште не могут забыть, что в ту пору лидеры ЕС и администрация США практически открыто поддержали коалицию венгерских оппозиционных сил.

Сложилось впечатление, что сейчас правящая партия "ФИДЕС — Венгерский гражданский союз" и проправительственные СМИ вовсю раскручивают скандал с финансированием оппозиции из зарубежных источников, в частности из американского фонда Action for Democracy ("Действия в поддержку демократии"). Например, евродепутата от "Демократической коалиции" Клару Добрев окрестили в печати Кларой-доллар; также утверждается, что Штаты выделяют крупную сумму для центра подготовки журналистов при оппозиционном интернет-издании Telex.

Не исключено, что полемика между правительством Венгрии и руководством ЕС может обостриться по мере осложнения ситуации в энергетической области и в экономике в целом. Особенно учитывая, что 5 февраля 2023 года в Евросоюзе вступит в силу запрет на поставки нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Как сообщил Хернади, после этого нефтеперерабатывающий завод MOL в Братиславе не сможет перевозить свою продукцию из Словакии в соседние страны, включая Венгрию. По его словам, в регионе, в том числе в Австрии и Чехии, "возникнет значительный дефицит", и неизвестно, как он будет восполнен, потому что мощностей нет. В Венгрии также порядка 30% потребностей в бензине покрываются за счет импорта.