Европа бежит в Америку

Всему виной стремительный рост цен на газ. Неслучайно глава европейской дипломатии Боррель недавно признал, что дешевые энергоресурсы из России были одной из основ европейского благополучия. Особенно страдают от высоких цен на газ такие европейские компании, которые заняты в энергоемком производстве — сталелитейном, производстве удобрений, целлюлозно-бумажной промышленности и т.д. В поисках выхода они переносят свою деятельность в США, привлеченные не только более стабильными ценами на энергоносители, но и мощной поддержкой со стороны американского государства. Администрация США предоставила, например, множество стимулов для производства, а также для зеленой энергетики.

Европа бежит в Америку
© Global Look Press

В американской экономике сейчас, правда, своих хлопот хватает. Инфляция бьет рекорды не хуже, чем в Европе. Сказывается нехватка квалифицированной рабочей силы: люди, «избалованные» щедрыми пособиями во время пандемии, не спешат соглашаться на первое же предложение о работе. Узким местом стали сбои логистических цепочек. Свою долю дестабилизации вносит Китай, на поставки которого завязана Америка: там по-прежнему практикуют политику «нулевой терпимости к ковиду», закрывая на карантин многомиллионные мегаполисы. Однако и это палка о двух концах: Америка резко повышает расходы на модернизацию инфраструктуры, на создание и расширение производства микрочипов, на проекты в области экологически чистой энергии, — и все это еще сильнее повышает инвестиционную привлекательность США.

В Америку теперь переносят часть производства и датская ювелирная компания Pandora, и немецкий автопроизводитель Volkswagen. Напротив, Tesla замораживает пока планы по производству аккумуляторных батарей в Германии (слишком энергоемкое производство), поскольку еще и надеется получить налоговые льготы от правительства США в соответствии с законом о снижении инфляции, подписанным президентом Байденом в августе.

А немецкий химический гигант BASF, один из крупнейших покупателей природного газа в Европе, сократил производство на бельгийских и немецких заводах. Нет газа — нет производства. А люксембургская компания ArcelorMittal SA, с одной стороны, заявила о сокращении производства на двух немецких заводах, с другой — сообщила о более высоких, чем ожидалось, результатах благодаря инвестициям в завод в Техасе, который производит горячебрикетированное железо, сырье для производства стали.

Судя по многим прогнозам, высокие цены на газ на фоне резкого сокращения поставок из России — это надолго. Вряд ли производители природного газа из Канады, США и Катара смогут полностью заменить Россию в качестве поставщика дешевых энергоносителей для Европы в среднесрочной перспективе. Прогнозируют, что высокие цены, по крайней мере на газ, сохранятся вплоть до 2024 года, и это может нанести производственному сектору Европы сильный удар.

Уже не менее 60 крупных компаний из разных секторов экономики сокращают производство в Европе и расширяют за океаном. В Китае тоже переносят кое-какое производство. Однако с гораздо большей сдержанностью, чем прежде. Западный бизнес «напрягает» растущее геополитическое соперничество США и КНР, которое может сказаться на работе западных компаний в Китае. К тому же фактор дешевой рабочей силы уже не является для КНР таким уж большим преимуществом, как ранее, — благосостояние китайцев выросло, выросли и запросы. Если бы европейские компании руководствовались сугубо экономическими соображениями, то по дешевизне энергии никакая другая страна не может сейчас сравниться с Россией. И если по уму (по экономике), то выгоднее было бы переносить производство туда. Но политический вектор показывает совсем другое направление.