Команда из Женевского университета выяснила, как мотивация изменяет нейронные цепи, отвечающие за сенсорное восприятие, предшествующее принятию решений у мышей. То есть слишком сильная мотивация влияет на вашу способность к выбору. Результаты опубликованы в журнале Neuron.
Карл Петерсен и его команда изучили роль, которую играет мотивация в восприятии и принятии решений. Уже более века известно, что существует взаимосвязь между мотивацией и производительностью. Слишком высокая или слишком низкая мотивация отрицательно сказывается на производительности. Однако то, как это влияет на наши нейронные цепи, оставалось неясным.
Исследовательская группа разработала поведенческую парадигму с участием мышей в режиме контролируемого потребления воды. Сначала они обучили этих грызунов реагировать на тактильные стимулы с помощью двух усов (А и В) и производить действие (облизывание носика) при стимуляции только с усов А, чтобы получить каплю воды. После такого обучения эти мыши реагировали в основном на стимуляцию уса А.
В состоянии сильной жажды - следовательно, сильной мотивации - грызуны работали плохо. Они лизали носик без разбора, не различая стимулируемые усы. Напротив, в состоянии умеренной жажды выбор действий становился оптимальным. Они в основном облизывали носик, когда стимулировался ус А. Наконец, когда они не испытывали сильной жажды, их производительность в задании снова падала.
Наблюдая за активностью нейронов, ответственных за принятие перцептивных решений у этих мышей, исследователи обнаружили, что нейроны в этих цепях наводнялись электрическими сигналами, когда мыши были слишком мотивированы. И наоборот, в состоянии низкой мотивации сигналы были слишком слабыми. “Гипермотивация приводит к сильной стимуляции нейронов коры головного мозга, что вызывает потерю точности восприятия тактильных стимулов”, - говорит Джулио Маттеуччи, первый автор исследования.
Напротив, в состоянии низкой мотивации точность сенсорной информации восстанавливалась, но сила сигнала была слишком мала для его правильной передачи. В результате восприятие стимулов также нарушалось.