Казахстан не оставит Россию без мобильных телефонов
Более 250 зарубежных компаний, ушедших из России после введения санкций, обретут новую локацию в Казахстане, заявил премьер-министр республики Алихан Смаилов в интервью порталу Tengrinews.kz. По его словам, основную часть релоцирующихся компаний представляют несырьевой сектор.
Смаилов также сообщил, что чиновники уже «составили таргет-лист, дали информацию, что Казахстан заинтересован в том, чтобы они пришли работать». «Уже 45 компаний приняли положительное решение по работе в Казахстане. Мы с каждой компанией сейчас работаем, создали рабочие группы по каждому проекту, чтобы помочь компаниям разместить производства в нашей экономике», - сказал он. Глава казахстанского правительства заверил, что необходимая помощь со стороны властей будет оказана.
Также премьер-министр рассказал, что «две компании уже открылись», выразив надежду, что за ними в течение ближайшего времени последуют другие. Он назвал некоторые из пришедших на республиканский рынок - Skoda, GE Healthcare, Philips, Honeywell. Последняя, сообщил Смаилов, уже открыла предприятие в Алматы. Компания Honeywell занимается выпуском электронных систем управления и автоматизации.
Еще в июле президент Казахстана Токаев поручил кабмину страны обеспечить благоприятные условия для привлечения иностранных компаний, покидающих российский рынок. По его словам, в настоящее время «мы являемся свидетелями глобальной борьбы за инвестиционный капитал» и дал понять, что Казахстан в ней тоже намерен принять участие. Он отметил, что это даст хорошие возможности республике нарастить производство товаров средних и верхних пределов.
При этом Кремль считает эти планы Казахстана совершенно нормальными, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Любая страна мира пытается создать у себя комфортные условия для зарубежных инвесторов, - сказал он журналистам. — Это пытаются делать все страны, включая нашу страну. Другое дело, что сейчас, понятно, под совершенно беспрецедентным давлением извне многие компании вынуждены принимать такие решения. Это, к сожалению, реальность в которой мы живем и работаем».
Экономист Василий Колташов считает, что релокация в Казахстане — это отличное решение компаний, которые желают соблюдать санкции и в то же время не хотят терять российский рынок, а также для организации т. н. параллельного импорта.
- Казахстанские власти смотрят на вещи прагматично — хотят зарабатывать, использовать возможность обойти санкции и не терять наш рынок некоторым поставщикам иностранной продукции. Да, в Казахстане были неприятные истории, связанные с блокировкой счетов дочерних российских банков, но это было связано с действиями зарубежных корреспондентских банков. Но у властей республики более расчетливые намерения.
«СП»: - То есть, некоторые иностранные производители снова будут ввозить свою продукцию к нам, но уже как произведенную в Казахстане?
- Так и будет. Это будет продукция казахстанского производства, там на них будут помещать соответствующие наклейки, и тамошние производители будут продавать их российским закупочным компаниям. Или казахстанские компании станут реализовывать их партнерам из нашей страны. Это уже детали. Схема, полагаю, будет отработана.
Таким образом зарубежные компании, которые поддались нажиму и покинули наш рынок, формально ничего не нарушат. Они полностью будут соблюдать все правила, не отступят от рыночного либерализма. Не стоит забывать, что рядом с Казахстаном и Китай, что дает дополнительные возможности в этом плане.
«СП»: - У Казахстана есть возможности для организации данной схемы «параллельного импорта»?
- В свое время Назарбаев стремился соблюдать рекомендации МВФ, что привело к упадку его обрабатывающего сектора. Недаром недавно президент Токаев поручил принять меры к его оживлению, признав, что предыдущие усилия не принесли результата.
К тому же в Казахстане существует не очень понятная и не очень прозрачная банковская система, в 2008 году у них даже случился финансовый кризис, негативно отразившийся на экономике. Как они будут преодолевать все эти сложности — трудно сказать.
По словам старшего научного сотрудника Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислава Притчина, как будет организован процесс релокации иностранных предприятий, говорить еще рановато.
- С одной стороны, есть заявления премьера Казахстана, а с другой — интересы бизнеса. Если реально переносить предприятия, выстраивать новые производственные цепочки — это потребует дополнительных инвестиций. Вряд ли крупный бизнес на это пойдет.
«СП»: - То есть, перемещения производств в Казахстан ожидать не стоит?
- Полагаю, большей частью это будет как с мотоциклом «Урал», который поставляется из Казахстана на российский рынок как произведенный в этой республике. В то же время он производится на предприятии в России, поставляется в Россию, но формально из Казахстана. То есть, можно предполагать, что во многих случаях поменяется юрисдикция на казахстанскую. Или будет собираться некий агрегат в России, отправляться в Казахстан, там маркироваться и возвращаться в Россию. Что-то примерно такое.
«СП»: - Такой своеобразный параллельный импорт.
- Параллельный импорт из Казахстана у нас уже идет. К примеру, у России существенно вырос объем торговли с этой республикой за последние месяцы. Причем на наш рынок оттуда в большом количестве стали поставляться мобильные телефоны. Ясно, что их производит не Казахстан, а действует налаженная схема параллельного импорта. Так что, это направление тоже действует.