Финские СМИ встревожил столб огня в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленобласти
Финские СМИ сообщили о странном столбе огня в районе российской компрессорной станции в Ленинградской области. В телерадиовещательной корпорации Yle (заблокирована в РФ) сослались на гражданина Ари Лайне, который живет рядом с границей. Он в конце июля наблюдал за Россией в телескоп и увидел столб пламени в районе, где находится компрессорная станция «Портовая» — это Выборгский район Ленинградской области. Та самая, от которой газ по «Северному потоку — 1» уходит в Европу.
Мужчина сделал снимок и передал его журналистам. Они заодно изучили космические снимки NASA, опросили экспертов и сделали вывод, что на «Портовой» сжигают газ.
В ходе эпопеи с турбиной Siemens, которая так и не доехала до России, «Газпром» поставляет по трубе всего лишь 20% от ее мощности. И финны решили, что Россия предпочитает сжигать газ, лишь бы не отправлять его в Евросоюз, что отлично укладывается в поговорку о бабушке и отмороженных ушах. Версия интересная. Вот только рядом со станцией «Портовая» «Газпром» недавно построил завод по сжижению газа. Сейчас там ведутся пуско-наладочные работы — с ними и связано появление этого факела, выяснил корреспондент интернет-издания 47news.ru Виктор Смирнов.
Виктор Смирнов корреспондент интернет-издания 47news.ru «Есть КС «Портовая», компрессорная станция, она качает газ, толкает его, а есть «Газпром СПГ», у него тоже есть название «Портовая». Так вот СПГ «Портовая» — это завод, и у него в технологической цепочке факел должен работать. Он встроен в систему принципа технологической безопасности, он должен гореть. Локация у них примерно похожая, не зря у них слово «Портовая» в названии. Допустим, видит какой-то финн какой-то факел, дело в том, что завод «Газпром СПГ Портовая» долго строили — и он начинает работать, не на полную мощность, но он начал работать. И новое явление, видимо, для финнов как раз факел. Раньше его не было, а сейчас он есть».
Ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков соглашается — столб огня явно имеет отношение к заводу СПГ. По двум причинам. Максимальная мощность «Северного потока — 1» — 167 млн кубометров в сутки. 20%, которые сейчас идут по трубе, это 33 млн кубометров. Сжигать каждый день по 134 млн кубометров — огромный объем и огромные деньги, никто этого делать не будет. «Газпром», когда сокращает прокачку, параллельно сокращает и добычу. Конечно, это само по себе неприятно для газовой корпорации, но возможности отправить куда-то излишки топлива у него нет, говорит Игорь Юшков.
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Когда сокращается экспорт, то России газ перенаправить некуда. У нас нет какой-то альтернативной системы, конкурирующей на восток: у нас нет «Силы Сибири — 2», у нас нет на конце трубы крупнотоннажных СПГ-заводов, которым можно было бы газ загрузить. То есть у нас тоже проблемы возникают — когда мы сокращаем экспорт, мы должны сократить добычу, что в общем-то и происходит. По официальным данным, «Газпром» действительно сокращает добычу пропорционально тому, как он сокращает экспорт, потому что сокращение экспорта у нас происходит именно трубопроводного газа, поэтому все это приходится именно на «Газпром», и именно он сокращает добычу».
Заодно стоит вспомнить, что когда «Газпром» сократил прокачку по украинской трубе или когда прекратились поставки по трубопроводу «Ямал — Европа», то почему-то никто не наблюдал столбы пламени. А вот когда девять лет назад начались работы на сахалинском СПГ-проекте «Газпрома», местные жители тоже наблюдали огненный факел.
Чтобы в Европе точно поверили, что «Газпром» не сжигает свой газ назло соседям, должны увеличиться поставки. Но это процесс нескорый. «Газпром» снова заявил, что действующие санкции не позволяют ему принять турбину Siemens, которая после ремонта по пути из Канады сделала длительную остановку в Германии, потому что канадцы в любой момент могут решить, что транспортировка двигателя является нарушением ограничений, и после этого Россия не сможет отремонтировать другие турбины.
Так что эпопея продолжается. Зато у финнов с помощью телескопа сейчас произошло, перефразируя название известного фильма, «знакомство с факелами».