Владельцы рекламных щитов в Новосибирске выступили против создания единого оператора
Операторы рекламного рынка обратились к представителям власти с просьбой не допустить окончательное принятие закона, который уже был принят в первом чтении на внеочередной сессии Госдумы 15 июля.
Новый законопроект предполагает серьезные изменения для рекламного рынка – депутат ГД Артем Кирьянов предложил ввести единого оператора цифровых рекламных для обеспечения национальной безопасности страны и предотвращения распространения недостоверной информации. Предполагается, что единый оператор обеспечит условия для контроля за рекламой на цифровых рекламных конструкциях и информацией в электронных объявлениях. Участники рынка говорят о том, что законопроект написан под конкретного игрока, не прошел экспертизу на антикоррупционную составляющую и не согласовывался в Федеральной антимонопольной службе. А преференции которые получит единый оператор при размещении и согласовании конструкций, нарушит сложившиеся отраслевые регламенты.
Обращение подписали девять операторов наружной рекламы Новосибирска: ООО «РИМ», Gallery, ООО «Транспортная Реклама», ООО РА «ТАСС-Медиа», ООО «Рекламные технологии», ООО «Группа компаний АртБизнесЛайн», ООО «Виджет», ООО РА «Голливуд 11» и ООО «Магистраль Медиа».
Рекламщики адресовали свое послание депутатам Госдумы от Новосибирской области, губернатору Андрею Травникову и мэру Анатолию Локтю. Вошли в число адресатов также уполномоченный по правам предпринимателей Николай Мамулат, президент Торгово-промышленной палаты Новосибирской области Сергей Алтухов, председатель Заксобрания Андрей Шимкив и председатель горсовета Новосибирска Дмитрий Асанцев.
В письме операторы объясняют, что в случае появления единого оператора остальные участники рынка не смогут формировать качественную адресную программу, а региональные власти потеряют свое ключевое полномочие — планирование схемы размещения рекламных конструкций. Фактически полномочия власти перейдут коммерческой организации, и это создаст прецедент. Согласование и демонтаж конструкций региональные власти должны будут согласовывать с единым оператором, также он получит исключительное право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций сроком на 30 лет без проведения торгова, а также будет освобожден от необходимости получать разрешения на установку и эксплуатацию конструкций.
«Сейчас операторы по размещению наружной рекламы – это проводникм между бизнесом и населением. Благодаря конкуренции операторов бизнес выигрывает – конкурируя между собой, операторы устанавливают рыночные цены на размещение рекламы на своих носителях. Единый оператор же превратит рынок в монополию и будет поднимать цену размещения все выше. Для регионального бизнеса любого масштаба высокие издержки на рекламу приведут к повышению стоимости товаров и услуг. Такая монополия очень вредна для рынка наружной рекламы и для экономики страны в целом», – говорит директор по управлению регионами Gallery Денис Калабухов.
На рынке цифровой рекламы Новосибирской области насчитывается полторы сотни цифровых щитов. Основной оператор – «Дизайн Мастер» (ООО «Рекламные технологии»), которому принадлежат более 100 экранов. У ООО «РИМ» порядка 15 экранов, 23 носителя – у Gallery и около 8 экранов – у Russ Outdoor. Последнего игрока другие участники рынка называют интересантом законопроекта – он подходит под все критерии, по которым будет выбран единый оператор, и предполагают, что проект закона составлялся именно под него.
Изначально единый оператор должен будет подключить всех к единому софту, собственники экранов смогут ставить рекламу на свои щиты, но уже через через платформу единого оператора. Он же в свою очередь будет поднимать цену так, что любому собственнику этого экрана размещать свою рекламу будет просто невыгодно, – говорят участники рынка.
Проиграют не только собственники, но и остальные игроки рекламного рынка.
«Закон изменит региональные рынки рекламы — это факт. Причём не в лучшую сторону. Если эти функции будут переданы исключительно одной частной компании, то остальные участники рынка будут обязаны отдавать ей размещения на своих поверхностях за отдельную плату. То есть, по большому счету, у участников рынка появится новый «налог».
Также важный момент, насколько сохранятся правила и регламенты установок рекламных конструкций для единого оператора. Текущие участники обязаны строго придерживаться закона. Будет ли это обязательно для единого оператора — вопрос. Скорее этой частной компании будет разрешено устанавливать конструкции по новым, более свободным правилам. Соответственно ей (компании) и не нужны никакие другие игроки рынка. Единый оператор может установить свои конструкции, а текущие конструкции просто не включить в свою единую систему или установить цену включения выше, чем платит рекламодатель действующему оператору сейчас», – рассказали BFM-Новосибирск в ГК «Реклама Онлайн».
До того, как закон примут во втором чтении, составители письма надеются объяснить профессиональному сообществу и лицам, которые принимают решения, к каким последствиям приведет такой передел рекламного рынка.
«Наша позиция имеет высокие шансы быть услышанной. Это позиция регионов, позиция муниципалитетов, которые годами выстраивали схему размещения, четко вписывали рекламные конструкции в архитектуру городов. Когда какому-то единому игроку даются такие колоссальные преференции – ничего не согласовывать, ставить конструкции по своему усмотрению, без торгов и сразу на 30 лет, сделать его софт обязательным для всей отрасли – это мгновенно разрушит все проработанные правила, ГОСТы, отраслевые регламенты», – говорит Денис Калабухов.
Законопроект ставит существующих операторов наружной рекламы под угрозу полной потери бизнеса и разрушения отрасли наружной рекламы как таковой из-за фактического устранения рыночной конкуренции, считают операторы наружной рекламы.